2 предмет и метод финансового менеджмента

РАЗДЕЛ 1. Концептуальные аспекты финансового менеджмента. Издательство КубГТУ: 350072, Краснодар, ул. Московская, 2, кор.  Тема 1. Цели, задачи, предмет и методы изучения финансового менеджмента.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финанса­ми.
Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового ме­неджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.
К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, систе­ма расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, за­логовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Об­щая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.
Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей при­роде.
Промежуточное положение между этими двумя группами по сте­пени централизованной регулируемости и обязательности примене­ния занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.
В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей.
В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, про­цесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нор­мативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др.

Инновационный менеджмент. История экономических учений. Консалтинг.  Теория финансов (2000). 3.2. Предмет и метод финансовой науки.

Модели применя­ются для описания имущественного и финансового положения пред­приятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкрет­ными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др. Достаточно под­робную характеристику аналитических методов и моделей можно найти в специальной литературе.
Финансовые инструменты — относительно новое понятие в тео­рии финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Фи­нансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагента­ми, в результате которого одновременно возникают финансовый ак­тив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера — у другого. Финансовые инструменты под­разделяются на первичные и вторичные.
К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, креди­торская и дебиторская задолженность по текущим операциям, доле­вые ценные бумаги.
Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) — это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные сво­пы.
Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капи­тала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансо­вых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формирова­нии страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобрете­ние высоколиквидных ценных бумаг) и др.
Информация финансового характера, или информационная база,является основой информационного обеспечения системы управле­ния финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информа­ционная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учрежде­ний банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

Предмет: Менеджмент.  Второй этапразвития финансового менеджмента (1931 — 1950) был связан, прежде всего с Великой депрессии 1930 г. и послевоенного экономического спада.

Техническое средства управления финансами являются самостоя­тельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кре­дитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без при­менения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.
Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (напри­мер, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических рас­четов финансовый менеджер может воспользоваться также и стан­дартным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel и др.
Рис. 1. Структура и процесс функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта
Как показано на рис. 1 , объект системы управления финанса­ми предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвя­занных элементов: финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства — именно этими элементами и пытаются управлять ме­неджеры.
Под финансовыми отношениями понимают отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лица­ми), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны иметь доку­ментальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов.
Слова «как правило» означа­ют, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом поло­жении в силу принятой системы их реализации (например, заключе­ние договора купли-продажи). Финансовые отношения многообраз­ны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, постав­щиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отно­шениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.
Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах фи­нансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам.
В частности, это долгосрочные материаль­ные, нематериальные и финансовые активы, производственные запа­сы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквивален­ты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их пред­ставлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении.
Задача финансового менедж­мента — обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не до­пускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.
Управление источниками финансовых ресурсов — одна из важней­ших задач финансового менеджера. Источники представлены в ба­лансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников — поставщику финансовых ресур­сов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стои­мость, возникает задача оптимизации структуры источников финан­сирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.
Функционирование любой системы управления финансами осу­ществляется в рамках действующего правового и нормативного обес­печения.
Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, ли­цензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические ука­зания и другие ... читать далее ...

1 сущность, предмет и структура финансового менеджмента. Термин «финансовый менеджмент» (financial management) в переводе с английского означа–ет «управление финансами».

краткий КУРС ЛЕКЦИЙ. Тема 1. Предмет и задачи курса «Финансовый менеджмент».  Цель дисциплины - научить студентов основам финансового менеджмента, его теории, методам, приемам и секретам.

Учебник: ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (рабочая программа по учебной дисциплине). 3.2 сущность, принципы и алгоритм метода фса. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это практический метод комплексного системного исследования объектов