Денежная система и денежно-кредитная политика рб

1 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы.  4 Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2015 год ПАРАМЕТРЫ, ПРИСУТСТВУЮЩИЕ В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

Детальная информация о работе
Выдержка
Похожие работы
Оригинальная работа ↑ Наверх Выдержка из работы
Введение
В настоящее время национальная экономика Беларуси характеризуется как развивающаяся, в республике реализовано значительное число мероприятий для того, чтобы создать все необходимые условия для развития рыночных отношений. Однако, несмотря на значительную проделанную работу, действующий механизм регулирования отечественной экономики пока не может самостоятельно сглаживать и устранять возникающие диспропорции в развитии отдельных отраслей, производств, а также другие негативные моменты.
В связи с этим возникает необходимость государственного вмешательства в экономику страны. Одним из инструментов государственного регулирования является денежно-кредитная политика. Правительство проводит её через Национальный банк Республики Беларусь. Эффективность данной политики во многом зависит от выбранных методов денежно-кредитного регулирования, при этом целесообразно использовать опыт зарубежных стран в данной области, учитывая их возможности применительно к экономике Беларуси
Для предупреждения негативных изменений в денежно-кредитной системе центральные банки всех стран вместе с государственными органами ежегодно вырабатывают свою денежно-кредитную политику, которая служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции.
Денежно-кредитная политика, являясь частью экономической политики правительства, направлена на борьбу с инфляцией, безработицей, ограничение денежной массы в стране. Денежно-кредитное регулирование по праву считается одним из самых важных и действенных инструментов регулирования экономики.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрена сущность денежно-кредитной политики и её механизм с учетом инструментов денежно-кредитной политики, ее типов и проблем реализации. Вторая глава характеризует денежно-кредитную политику в Республике Беларусь на современном этапе по сравнению с предыдущими периодами. Третья глава раскрывает содержание основных направлений развития денежно-кредитной политики в 2009 году, пути совершенствования денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь.
Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Цель работы - раскрыть сущность денежно-кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее применение на примере экономики Республики Беларусь на современном этапе.

Итоги выполнения основных направлений ДКП РБ за январь – сентябрь 2009 г. и задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2009 г. Денежно-кредитная политика в январе - сентябре 2009 г

Для достижения поставленной цели необходимо решить целый круг задач:
- рассмотреть основные понятия и сущность денежно-кредитной политики;
- дать характеристику основным инструментам, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;
- изучить особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
В работе использованы учебные издания, статьи газет и журналов, доклады, материалы конференций МВФ, нормативно-правовые акты.
денежный кредитный регулирование банк
1. Денежно-кредитная политика в системе рыночного регулирования
1.1 Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.
Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.
Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры). Наряду с этим часто к кругу субъектов денежно-кредитного регулирования относят только государственные структуры или, более того, только центральный банк государства, исходя из представления денежно-кредитного регулирования как части государственного регулирования экономики. [21, c. 36]
Роль каждого из субъектов определяется характером экономических отношений, на базе которых складывается определенный тип управления. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой государство активно участвует в регулировании денежно-кредитных процессов, оказывающих весьма значительное и многоплановое воздействие на все сектора экономики. При этом государство, которое призвано реализовывать общественные интересы, осуществляет денежно-кредитное регулирование через деятельность практически всех своих органов исходя из задач и средств, определенных законодательством конкретной страны. Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты.

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики  • В 2014 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также

При рассмотрении целей денежно-кредитного регулирования наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные (общеэкономические) и промежуточные. Каждая их этих групп классифицируется по целому ряду других критериев, например, во временном либо субъектном разрезах.
На макроуровне экономика страны может быть представлена в разрезе четырех взаимосвязанных секторов: реального (предприятия и домашние хозяйства), налогово-бюджетного (правительство), внешнего (сектор связей с внешним миром), монетарного. Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.
Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков, который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления.
Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые устанавливаются исходя из глобальной функции любой трудовой деятельности - удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.
В качестве основных из них, особенно в западной литературе наиболее часто выделяют четыре взаимосвязанные цели: рост производства товаров и услуг, обеспечение занятости населения, формирование равновесия платежного баланса страны, стабильность цен - как внутренних, так и внешних (обменный курс).
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь: «Основными целями государства в области экономики являются: обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие».
Для реализации конечных целей органы денежно-кредитного регулирования формулируют монетарные (промежуточные) цели:
ь регулирование массы (предложения) денег: либо непосредственно одного из денежных агрегатов, либо денежной базы в определенной трактовке, либо общего для одного из основных параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;
ь регулирование цены денег на внутреннем рынке (процентных ставок и доходности инструментов финансового рынка);
ь регулирование обменного курса национальной валюты (т.е. внешней цены национальной валюты).
В Республике Беларусь на 2008 год основными целями денежно-кредитной политики являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Кроме промежуточных целей, в литературе и на практике часто выделяют и реализуют операционные (тактические) цели.
Регулирующее воздействие на денежно-кредитную систему можно разделить на две группы:
регулирование структуры системы, которое осуществляется на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок функционирования объекта регулирования, - это лицензирование, разработка плана счетов, порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, порядок осуществления платежей и расчетов, ограничения на порядок осуществления банковских операций и т.д.;
регулирование финансово-экономических показателей.
В первой группе регулирующих воздействий, влияющих на финансово-экономические показатели, можно выделить внешние факторы воздействия (на них Национальный банк непосредственно влиять не может, но учитывать при выработке собственных регулирующих воздействий должен). Это нормы различных налоговых отчислений, нормы прибыли для субъектов хозяйствования. В другую подгруппу входят регулирующие воздействия Национального банка, которые должны обеспечивать достижение целей проводимой им денежно-кредитной политики. Как правило, регулирующие воздействия этой группы базируются на учете поведения субъектов финансовой деятельности, на финансовых рынках, рынках товаров и услуг.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (косвенные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика государства, деятельность центрального банка может быть направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на

Нормативная база денежно-кредитной политики Нацбанка Республики Беларусь.  2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей. 2.2. Уровень процентных ставок. 2.3. Устойчивость банковской системы. 1 января 2006

Приложение к Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2015 год (Прогноз на 1 января 2016 г.) 4 декабря 2014

Денежная база. Денежный мультипликатор. Передаточная политика «дорогих» и «дешевых» денег.  Найти другую готовую работу по аналогичной теме: Эффективность денежно-кредитной политики РБ 2015 за 2015 год.