Должность в инвестиционной компании

В разное время занимал должности управляющего директора – первого заместителя председателя правления АО "АТФБанк", генерального директора инвестиционной компании "Astana Capital Investment Group"14 января 2016

В настоящее время рейтинговые агентства имеют достаточно сильное влияние на инвестиционный и фондовый рынки. Стоит ли всецело доверять оценке российских и зарубежных финансовых аналитиков? Какова их квалификация? Кто и, самое главное, как готовит этих негласных вершителей финансовых судеб? Ответы на эти вопросы мы решили узнать у руководителя одного из крупнейших рейтинговых агентств Марии Семеновой.
— Мария Евгеньевна, как на сегодняшний день обстоят дела на рынке финансовых и инвестиционных аналитиков?
— Крупных инвестиционных компаний не так много, рынок четко поделен на банковский и инвестиционный сектора. Аналитики в этих сферах отличаются по методам работы. В настоящий момент в сфере рейтинговых агентств (РА) насчитывается три крупных западных игрока (Standard & Poor’s, Fitch Raitings и Moody’s), а также четыре отечественных («Национальное Рейтинговое Агентство», «Эксперт РА», АК&М и «Рус-Рейтинг»). Поэтому конкуренция на данном рынке достаточно высока.
Если более подробно рассматривать российские РА, то стоит отметить некоторые особенности каждого из них. АК&М ориентировано в первую очередь на оценку муниципальных облигаций. «Рус-Рейтинг» сосредоточен на составлении рейтингов банков. Поэтому фактически РА, формирующих рейтинги различных финансовых институтов, два: «Национальное Рейтинговое Агентство» и «Эксперт РА». Конкуренция, естественно, присутствует, но поскольку российский финансовый рынок не столь велик, как западный, то чем больше независимых мнений в отношении одних и тех же компаний (и рисков, с ними связанных), тем лучше для бизнес-сообщества. Практически все крупные банки и компании стремятся получить несколько рейтинговых оценок, чтобы сопоставить мнения экспертов.
— Кто готовит финансовых аналитиков для российского рынка, н какова их квалификация?
— В последнее время профессионализм российских финансовых аналитиков (ФА) активно растет. Стоит отметить, что количество специалистов в этой области также увеличивается. Данная тенденция связана с ростом потребностей самих компаний в качественной оценке тех событий, которые происходят на фондовом и финансовом рынках. Однако пока можно с уверенностью сказать, что внутренний уровень аналитической поддержки в российских банках, как правило, существенно хуже, чем в дочерних компаниях иностранных банков, открывающих в России свои представительства.
В данный момент существует система сертифицирования ФА, введенная ФСФР. Вряд ли ее можно назвать полноценной, поскольку ФСФР выдает только несколько видов дипломов и сертификаты. Эти документы необходимы для того, чтобы сотрудник мог занять какую-либо должность в инвестиционной компании, возможно руководящую. Однако говорить о том, что вместе с таким документом специалист получает достаточный объем знаний в области финансовой аналитики, к сожалению, нельзя. Именно поэтому в России наибольшую ценность приобретают специалисты, которые обладают международными сертификатами.

В 2000-2008 годах занимал должность Генерального директора ЗАО «Инвестиционная компания «УНИВЕР». В 2008-2010 годах был Президентом НПФ «Персональная Пенсия».

В любом случае в России диплом на русском языке можно получить только от Ассоциации сертифицированных международных инвестиционных аналитиков (АСПА). Выдачу этих сертификатов курирует Гильдия инвестиционных финансовых аналитиков. В итоге получается, что полноценное образование проще получать за рубежом. Поэтому в сфере финансовой аналитики ценятся специалисты, которые уезжают на курсы повышения квалификации в Швейцарию, США, Великобританию, а также профессионалы, изначально не являющиеся резидентами. Естественно, что люди, прошедшие обучение за границей, стоят на порядок дороже, чем выпускник любого, даже самого лучшего финансового ВУЗа России. Отечественная школа финансовой аналитики на данном этапе не может сравниться с зарубежными по качеству обучения. Поэтому компании, как правило, идут по пути выращивания кадров — собственных финансовых аналитиков.
— Финансовый аналитик — кто он?
— За два-три года невозможно стать грамотным аналитиком. Фактически специалист такого профиля, подобно врачу, учится всю свою жизнь. В его обязанности в первую очередь входит оценка рисков, которые возникают на фондовом и финансовом рынках. По итогам такого анализа специалист делает прогнозы.
Кроме того, все очень сильно зависит от специфики и психологии самого человека. Финансовая аналитика — особая область. Если рассматривать фондовой рынок, то функции финансиста не пересекаются с функциями ФА. Соответственно сотрудник back-офиса финансовой компании, пусть даже с солидным опытом, вряд ли сможет стать профессиональным ФА. Работа на этой должности «творческая», она требует нестандартного подхода и глубокого знания рынка. Ведь ситуация на рынке постоянно меняется, на нем происходят события совершенно разного рода. Математические методы существенно помогают в анализе фондового и финансового рынков, однако такой анализ можно назвать лишь техническим, а без использования аналитических способностей желаемого результата достичь не удастся.
Очень многие финансовые компании занимаются воспитанием ФА, создают собственные школы. Они разрабатывают специфические математические методы для анализа рынка, и, стоит отметить, вполне успешно.

С 2004 по 2013 гг. занимал должность Председателя Совета директоров ФК «Открытие» — 2004 – создал O1 Group — 2010 – для управления активами в сфере недвижимости основал инвестиционную компанию O1 Properties

— Кто является основным потребителем аналитической информации?
— ФА делает выводы о поведении фондового рынка в целом или определяет его сектора, ориентируясь на два круга потребителей. Первый, внутренний отчет, пишется для управляющих трейдеров или инвестиционного комитета. Он позволяет выстроить собственную инвестиционную политику компании. Второй — это внешняя аналитика, которая распространяется либо в открытом доступе, либо для клиентов. Следует отметить, что здесь в работе ФА могут возникнуть сложности. Прогнозы, которые идут на внутреннее потребление, могут отличаться от внешних (с целью привлечения внимания к той или иной бумаге). Этот вариант теоретически возможен, однако открытые формы спекуляции не слишком распространены.
Фондовый рынок России менее емкий по сравнению с западными, поэтому можно говорить о том, что качество «внешней» финансовой аналитики во многом зависит от поведения самих инвесторов. Публичные рейтинговые агентства направлены на донесение информации о качестве эмитента до широкой общественности. Естественно, речь идет о внутренних рейтингах, которые используют ФА, поэтому ущерба репутации эмитента быть не может. Однако есть серьезная опасность финансовых потерь из-за недооценки активов. В данном случае переоценка, наоборот, выражается в увеличении лимита, что для самого эмитента всегда плюс. Ведь чем больше бумаг купят, тем больше свободных средств он получит. Как правило, эмитенты не знают, по какой системе рассчитываются рейтинги, и повлиять на этот процесс не могут.
Тем не менее к мнениям ФА прислушиваются, поскольку у инвесторов практически нет другого выхода. В девяти из десяти случаев инвесторы не являются профессиональными ФА, поэтому их решения полностью зависят от инвестиционного климата на рынке. А тот, в свою очередь, во многом создается благодаря «внешней» финансовой аналитике, которая поступает от профессиональных компаний. Однако компании никогда не пытались целенаправленно спрогнозировать негативную или положительную ситуацию вокруг той или иной бумаги.
Практически все предприятия средней и большой капитализации стремятся опираться на мнение собственных специалистов. При этом профессионалы редко строят свои инвестиционные прогнозы, основываясь на открытой независимой финансовой аналитике, поскольку имеют доступ к закрытым данным. Если человек видит, что поступивший отчет по рынку не отвечает каким-либо требованиям, то он может поинтересоваться у знакомого аналитика, что стало причиной подобного прогноза.
В любом крупном банке в процессе оценки качества эмитента рейтинг играет одну из главных ролей. Эмитенту устанавливается внутренний рейтинг, который публично чаще всего не объявляется. Такая практика является нормальной, поскольку от присвоенного показателя зависит политика банка — покупать предложенные бумаги или нет.
— Многие банки и инвестиционные компании осуществляют свою деятельность на фондовых рынках в интересах компаний-клиентов. Предприятия доверяют им и убеждены, что кредитные организации более профессионально распорядятся их средствами на бирже. По какому принципу на сегодняшний день в банках организована работа аналитических отделов, и насколько он далек от принятого в развитых странах?
— На Западе четко разграничены функции двух специалистов: финансового аналитика и риск-менеджера. ФА в первую очередь должен правильно описывать ситуацию и делать прогнозы. В обязанности же риск-менеджера входит рассмотрение отчета финансового аналитика и его тестирование с точки зрения неучтенных рисков. Несмотря на то что на первый взгляд их работа весьма схожа, между ними наблюдаются существенные различия — ФА смотрит на ситуацию гораздо шире, чем риск-менеджер, и оценивает отчеты с учетом тех рисков, которые не были приняты во внимание. Например, с учетом внешних событий, которые напрямую не связаны с фондовым рынком, но способны повлиять на его состояние.
Если рассматривать ситуацию в России, то риск-менеджмент как таковой на данный момент существует только в банках. Это связано с тем, что данный сектор развивался по западной модели и там изначально формировались правильные подходы к бизнес-решениям. В нем жестче законодательство, существуют четкие правила, есть понимание того, как должен работать инвестиционный комитет. В банковском секторе в первую очередь оцениваются риски и финансовая аналитика, и поэтому основная масса специалистов являются выходцами из банковских структур.
В инвестиционных и управляющих компаниях ситуация иная. Законодательство в меньшей степени регулирует и регламентирует бизнес-процессы организации, поэтому структура у них не такая четкая. Так, например, ПИФы могут вообще не обладать действующим инвестиционным комитетом (ИК). В инвестиционных или управляющих компаниях работа подобного комитета носит нерегулярный, зачастую даже формальный характер. И это несмотря на то, что инвестиционная деятельность любой компании, связанной с фондовым рынком, должна осуществляться по о

Карьера в инвестиционной компании/банке. Банки, финансы и инвестиции | 22.04.2008 12:30. JKS. Подскажите, пожалуйста, какие навыки и знания необходимо иметь, чтобы устроиться в ИК, УК, ИБ, если НЕТ ОПЫТА

Специалисты. Менеджер по транспорту (Transport Manager). Рабочие должности. Водитель автомобиля / Водитель на технологической линии (Driver).  Наша компания. Авенир. Инвестиции в людей. Наша команда.

В 2004 г. – генеральный директор в Инвестиционной компании «ВИКА-Брокер». С 26 апреля 2005 года работает в инвестиционной компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» на должности директора по развитию.