Доля факторинга в беларуси в 2008 olympics

Так, в России доля факторинга – около 1% от ВВП. Статистики по Беларуси я не встречал, однако не думаю, что эта  ЗАО «Альфа-Банк», лицензия на осуществление банковской деятельности № 22 от 13.11.2008г., выдана НБРБ УНП 101547947. 7 октября 2010

Рост конкуренции на банковском рынке Беларуси приводит к весьма неожиданным результатам. Так, к примеру, банки стали все чаще обращать свое внимание на, казалось бы, прекратившую свое развитие в 90-х годах прошлого века услугу – факторинг. Для клиентов эта услуга имеет ряд преимуществ, хотя многие участники банковского рынка считают ее рискованной и не каждый готов даже предлагать, не говоря о том, чтобы продвигать факторинг в Беларуси. Об особенностях и выгодах факторинга мы беседуем с заместителем Председателя Правления ЗАО «Альфа-Банк» Бородиным Валерием Чеславовичем.
Валерий Бородин, заместитель Председателя Правления ЗАО «Альфа-Банк».
Итак, факторинг. Что же это такое?
Если обратиться к классической трактовке этого понятия, то факторинг – операция по предоставлению финансирования под уступку денежных требований, а также оказание дополнительных услуг по административному управлению дебиторской задолженностью. Другими словами, клиент передает нам право по востребованию долга, взамен получая деньги, которые могут использоваться предприятием на любые цели.
То есть банк становится полноценным участником в цепочке взаимоотношений «продавец-покупатель»?
В этой цепочке банк выступает финансовым агентом во взаимоотношениях между покупателем и продавцом. Такое партнерство выгодно всем трем сторонам.
Выгоды факторинга для поставщика очевидны. Факторинг является дополнительным конкурентным преимуществом, ведь, выходя на рынок, поставщик ограничен оборотными средствами с точки зрения предоставления отсрочки платежа. Факторинг, как инструмент компенсации этого финансового разрыва, позволяет увеличивать отсрочку платежа и за счет этого находить дополнительных клиентов, увеличивать объемы продаж. Если классическая схема финансирования строиться так: получение кредита, покупка товара, поставка этого товара клиенту и ожидание оплаты, то в случае с факторингом, разрывы ликвидности исключены, т.к. поставщик получает деньги сразу после поставки товара клиенту. Он может направлять их на развитие своего бизнеса.
Еще одно из преимуществ состоит в том, что поставщик имеет возможность оптимизировать свои затраты. При получении, например, кредита, который зачастую выдается под залог товара, необходимо поддерживать определенный уровень складских запасов для того, чтобы не нарушать условий договора с банком. Факторинг, как правило, не предполагает залога, а потому нет необходимости нести издержки на поддержание залогового уровня складских запасов. Кроме того, факторинг обеспечивает стабильный уровень оборотных средств, и, как следствие, представляет возможность осуществлять предоплату за поставляемый товар. А, как известно, предоплата в ряде случаев гарантирует существенные скидки. Наконец, располагая необходимыми средствами, можно увеличивать объемы закупок, что также ведет к более выгодным ценовым предложениям со стороны производителей товаров.

Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г. Если в 2007 г. объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 г. этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд

Чем факторинг может быть интересен покупателю?
Для покупателя выгода факторинга состоит в возможности получения либо увеличения отсрочки платежа, т.е. по сути в возможности получения бесплатных финансовых ресурсов.
Использование факторинга поставщиками гарантирует наличие у них в достаточном объеме оборотных средств, что для покупателя является в определенной степени гарантией своевременной поставки товара.
Кроме того, факторинг для покупателя - это наработка кредитной истории с банком. Своевременно исполняя обязательства перед своими поставщиками, использующими факторинг, покупатель фактически подтверждает высокий уровень платежеспособности и платежной дисциплины, и эти факторы, безусловно, будут учтены банком в случае обращения покупателя за получением финансирования.
Насколько распространены такие схемы финансирования на отечественном рынке?
С точки зрения мировой практики мы видим значительный потенциал для развития этого продукта. Например, для европейского рынка характерна доля факторинговых операций на уровне 3-20% от уровня ВВП. На рынках России и Беларуси факторинг гораздо менее развит. Так, в России доля факторинга – около 1% от ВВП. Статистики по Беларуси я не встречал, однако не думаю, что эта цифра будет больше российской. В то же время факторинг не является новым инструментом. С разной степенью активности факторинг присутствовал на рынке с середины 90-х годов. Но на сегодняшний день начинается «второе рождение» этого продукта. Рост конкуренции на рынке приводит к тому, что банки стараются предоставлять максимально полный комплекс услуг. На банковском рынке появляются более технологичные продукты, проверенные методики. При работе с факторингом мы учитываем передовой опыт российского Альфа-Банка, который входит в первую шестерку рейтинга по объему факторинговых сделок в Российской Федерации и постоянно улучшает свои позиции. Мы перенимаем этот опыт и применяем его на отечественном рынке.
В чем преимущества факторинга от Альфа-Банка?
Учитывая то, что факторинг в нашем законодательстве регулируется достаточно общими нормами, условия факторингового обслуживания в разных банках значительно отличаются.
Поэтому для своих клиентов Альфа-Банк предусмотрел ряд условий, являющихся нашими несомненными преимуществами, а именно:

Так, общемировой показатель доли факторинга в ВВП составляет более 3%, в европейских странах он более 6%, а в России не превышает 1,5%.  – 2008. - №1.

Во-первых, финансирование в виде факторинга в Альфа-Банке предоставляется без залога, в то время как многие банки считают риск по такому инструменту повышенным и требуют дополнительное обеспечение.
Во-вторых, мы решили давнюю проблему факторинга – чрезмерно большой документооборот. Мы проработали этот вопрос совместно с предприятиями, на которые этот продукт рассчитан, и нашли оптимальную схему работы, позволившую нам минимизировать количество необходимых документов.
В-третьих, мы предоставляем финансирование в кратчайшие сроки. Это стало возможным, в том числе и благодаря минимизации документооборота, который прежде был главным сдерживающим фактором. Например, на сегодняшний день процедура оформления договора факторинга в рамках установленного предприятию лимита сведена до 1 рабочего дня.
Отмечу также и тот факт, что мы предлагаем возможность получения финансирования на более длительный срок, чем это предусмотрено договором между покупателем и продавцом. Случается так, что покупатель и продавец, имеющие давнюю историю партнерства, могут устно договариваться о больших, чем это предусмотрено договором, периодах отсрочки. Мы ориентируемся на фактические сроки расчетов и предлагаем финансирование на необходимый предприятию срок, чтобы сбалансировать его финансовые потоки.
Как вы оцениваете предприятия, которым предлагаете факторинг в качестве инструмента пополнения оборотного капитала?
Банковский бизнес сопряжен с кредитным риском и факторинг не является исключением. В Банке создана система риск-менеджмента, которая используется для оценки риска и по данному типу сделок. При факторинговом обслуживании для любого банка важно финансовое состояние поставщика, надежность его дебиторов, история взаиморасчетов между поставщиком и его покупателями. Альфа-Банк подходит к оценке комплексно, учитывая все положительные факторы и предлагая клиентам продукт, максимально учитывающий их интересы.
Сумма финансирования – предмет переговоров?
Сумма финансирования определяется индивидуально в каждом случае. Как правило, факторинг позволяет получать большие суммы финансирования, чем в случае с кредитом, так как факторинговые сделки осуществляются под конкретные контракты и поставки.
При этом известность и положительная деловая репутация покупателей поставщика на рынке является дополнительным фактором для увеличения сумм финансирования.
Предприятиям каких отраслей и масштабов может быть интересна эта услуга?
Базовые условия продукта определяют его целевую аудиторию.
Это, в первую очередь, предприятия оптовой торговли, производственные предприятия которые осуществляют поставки в розничную торговую сеть. Отсрочки платежа там очень широко распространены.
Второе направление – это поставщики продукции для крупных промышленных предприятий.
Кроме того, основываясь на мировом опыте, мы видим большой потенциал для факторинга в сегменте среднего и малого бизнеса. Если взять европейскую статистику, то доля предприятий среднего и малого бизнеса в общем объеме факторинговых операций достигает 70%. Отмечу, что многие банки работают исключительно с крупными предприятиями и поставщиками. Мы же видим заинтересованность в этой услуге со стороны субъектов среднего и малого предпринимательства и готовы предлагать им полноценную финансовую поддержку.
Главный, наверное, вопрос: Какова стоимость факторинга?
На сегодня стоимость факторинговых услуг на рынке превышает стоимость кредитования.
Но Альфа-Банк заинтересован в развитии этой услуги, поэтому мы предлагаем факторинг по конкурентным условиям, аналогичным кредитованию на соответствующие сроки.
Обязательно ли быть клиентом Альфа-Банка, для того, чтобы рассчитывать на получение финансирования в рамках факторинга?
Мы понимаем и разделяем желание клиента диверсифицировать риски за счет работы с несколькими банками, и потому мы не ставим условий по полному обслуживанию в нашем банке. Но в то же время, мы мотивируем клиентов для перехода в наш Банк: проводим различные маркетинговые акции, снижаем стоимость обслуживания. Например, в данный момент в рамках акции в нашем банке действует фиксированная стоимость (20 000 рублей) на 10 наиболее распространенных услуг в течение первых четырех месяцев обслуживания в банке.
Практика показывает, что эффективная работа банка с клиентом по одному продукту, предложение клиенту выгодных финансовых решений стоящих перед ним задач во многом определяет выбор им банка для обслуживания и по другим финансовым операциям.
Безусловно, мы стремимся обслуживать клиентов комплексно, предлагая высококачественный финансовый сервис. Поэтому мы стараемся не только соответствовать ожиданиям клиентов, но и предугадывать их, планомерно проводя работу по развитию новых продуктов, улучшению качества услуг.
Удается?
Конечно. Дело в том, что за каждым клиентом Банка закреплен персональный менеджер, который выполняет роль финансового консультанта. Перс

По прогнозу Минэкономразвития в 2008 году объём рынка факторинга составит 800 млрд. рублей, что в 2 раза больше чем в 2007. Доля факторинговых операций в ВВП страны вырастет с 1,6% в 2007 до 2,9% в 2008 году .

Так по оценкам Министерства экономического развития и торговли в 2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году - 0,5%. В 2008 году доля факторинговых сделок в ВВП достигла 1,45

Беларусь.  Статистика развития международного факторинга в России (2013 г.) Год.  Доля международного факторинга в обороте рынка факторинга РФ, % 2008. 16,2.