Факторинг торговые сети украины

"Факторинг и торговое финансирование", 2008, N 2  Следующим клиентом, который очень привлекателен для факторов, являются крупные торговые сети.

Могут ли поставщик и покупатель поменяться местами? Могут, если речь идет о реверсивном факторинге, когда желание привлечь финансирование исходит не от поставщика, а от дебитора. В России, в отличие от многих других стран, такие сделки пока не получили широкого распространения, но интерес к ним со стороны бизнеса может возникнуть уже в ближайшее время.
От чего зависит объем продаж любого производителя товаров или поставщика услуг? Разумеется, от платежеспособного спроса, расширить который позволяет предоставление клиентам товарного кредита, или отсрочки платежа. Одним из наиболее эффективных способов избежать в такой ситуации дефицита оборотного капитала, одновременно переложив заботы об управлении дебиторской задолженностью на сторонних специалистов, является классический факторинг (по данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), 76% рынка факторинга приходится на факторинг с регрессом, когда предприятие-поставщик несет риск неуплаты дебитором стоимости поставки).
Но что делать в ситуации, когда покупателю не удается договориться об отсрочке платежа, если поставщик является лидером рынка либо предлагает эксклюзивную продукцию (спрос превышает предложение)? Или, ведя переговоры с поставщиком, дебитор понимает: предлагаемые условия товарного кредита ему не потянуть, да и лимит недостаточен? В данной ситуации можно воспользоваться реверсивным факторингом.
За исключением того, что инициатором заключения договора выступает покупатель, а не продавец (риски и оплата финансирования остаются на плечах дебитора), схема финансирования реализуется по принципу классического факторинга.
Не заладилось...
Казалось бы, реверсивный факторинг — удобный инструмент финансирования бизнеса, но почему-то на российском рынке с ним не заладилось. Как, впрочем, до сих пор не заладилось и с малым бизнесом — реверсивный факторинг имеет широкое распространение на рынках с высоким уровнем развития этой категории хозяйствующих субъектов. Так, если в развитых странах предприятия малого бизнеса генерируют до 70% ВВП, то в России — чуть более 20%. «Можно сказать, что confirming, или закупочный факторинг, стал своего рода брендом, который застолбила за собой Испания. Но реверсивный факторинг распространен и в других странах мира — там, где есть критическая масса малых и средних компаний-поставщиков, работающих с дебиторами-гигантами. Этот инструмент финансирования реально полезен обеим сторонам торговой операции и за рубежом развивается очень динамично. Так происходит в США, Великобритании, странах Южной Европы. Так будет происходить и в России, коль скоро малые и средние предприятия получат возможность заключать договоры поставки с крупными дебиторами», — говорит Дмитрий Шевченко, исполнительный директор российской Ассоциации факторинговых компаний.

Также «Р.Е.Факторинг» активно предоставляет услуги факторинга в регионах и  koshkin → 1. Зонты для сети бытовой химии и косметики - сопутствующий ассортимен…

Есть и целый ряд других причин, мешающих развитию реверсивного факторинга в России. Наиболее серьезная из них носит законодательный характер. Нормы, регулирующие данный механизм с точки зрения защиты имущественных и финансовых интересов участников сделки, остаются непроработанными. Осуществление факторинговых операций регулируется лишь 43 главой Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования», касающейся в основном механизма классического факторинга. Чтобы не оказаться за рамками правового поля, участники рынка вынуждены соблюдать данные нормы.
Сергей Бабичев, партнер компании Factoring Business Solutions, вспоминал: «При разработке первой в России схемы реверсивного факторинга еще в 2004 году я столкнулся с проблемами юридического характера, которые до сих пор не решены. Оказалось, что российское гражданское законодательство практически не позволяет оказывать факторинговые услуги в том виде, в котором данные продукты великолепно зарекомендовали себя на Западе, в том числе международный и реверсивный факторинг».
Кроме того, внедрение такого продукта, как реверсивный факторинг требует от факторов и определенных маркетинговых усилий и немалых вложений в инфраструктуру по части риск-менеджмента, IT, и т.д. Не все могут себе это позволить.
Испанский феномен
Альваро Порта, международный менеджер Eurofactor Hispania S. A.
— Вот уже 10 лет, как confirming (реверсивный, закупочный факторинг) очень популярен в Испании. Сегодня на него приходится 47% общего объема факторинговых сделок, и этот механизм финансирования — значительное явление в жизни дебиторов Испании. Почему реверсивный факторинг не развит в других странах, например в России? Ведь этот инструмент эффективен и не требует сложной инфраструктуры для своего развития. Возможно, главная причина кроется в условиях предоставления отсрочки платежа: в Испании отсрочка платежа предоставляется на более длительный срок, чем в других странах мира, что значительно расширяет возможности для развития этого продукта.
Пока рынок классического факторинга находится в состоянии упадка, сегмент реверсивного факторинга показывает уверенный рост. По крайней мере, на испанском рынке: в 2009 году объем сегмента составил €48,6 млрд, что на 0,88% больше, чем в 2008-м. Эту услугу предоставляют 25 факторинговых компаний и банков, по итогам 2010 года мы ожидаем рост на уровне 10%. Можно сказать, что кризис сыграл на руку индустрии реверсивного факторинга: пока банки отказывали в финансировании, мы смогли привлечь к своим услугам новых клиентов.

UL,22.07.2013, Когда торговые сети перестали платить за товар…Клиент Промсвязьбанка выбрал факторинг. Подобно многим производителям, Елинский22 июля 2013

Узкий круг игроков
Итак, предлагать клиентам реверсивный факторинг могут только компании и банки, обладающие значительным опытом работы и необходимыми технологиями. По оценкам Ассоциации факторинговых компаний, сегодня таких игроков на российском рынке — не более четырех-пяти, а говорить о сколь-либо впечатляющих результатах не приходится. Не может ими похвастаться даже лидер рынка — «Промсвязьбанк» (первое место в рэнкинге «Эксперт РА» по объему уступленных фактору требований, 122 млрд рублей в 2009 году), хотя первая сделка вполне может появиться в портфеле банка уже в этом году. «Дальше всех продвинулся пионер рынка — банк „Национальная факторинговая компания» (НФК), — говорит Дмитрий Шевченко. — В конце прошлого года этот член АФК вышел на рынок с продуктом «Закупочный факторинг», который предполагает факторинговое финансирование поставщиков торговых сетей по схеме, известной как confirming. Этот продукт еще «выстрелит», но пока, на фоне кризиса, о больших оборотах говорить рано».
«В классическом виде реверсивный факторинг предполагает тесную кооперацию с собственно крупным дебитором. То есть не простое установление лимита на большую федеральную торговую сеть с предложением специальных условий для ее поставщиков, а совместную работу по определению, кто и на каких условиях переводится на факторинг, помощь банку в переводе поставщиков на факторинг и т.д. Примеров такой кооперации я не знаю», — говорит Константин Овчаров, начальник управления факторинга «ЮниКредит Банка».
«Основная задача, которую решает клиент, обращаясь за реверсивным факторингом, — привлечение финансирования на закупку продукции, когда компания не может получить отсрочку платежа. Сегодня на рынке нет игроков, действительно способных полностью решить эту потребность клиента, — не менее категоричен Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф». — Существующие на рынке продукты нельзя отнести к полноценному реверсивному факторингу, они либо позволяют получить только часть необходимого финансирования, либо слишком сложны в использовании и влекут за собой дополнительные риски».
Вместо реверса
Однако посыпать голову пеплом тоже не стоит: если нет возможности договориться с поставщиком об отсрочке платежа, смысл обратиться в факторинговую компанию все же есть. Как подчеркивает Александр Федоров, совместная работа поставщика, дебитора и фактора может увенчаться успехом.
Один из возможных вариантов, рассказывает эксперт, заключение трехстороннего договора факторинга, по которому фактору уступается дебиторская задолженность поставщика. Для этого клиенту (дебитору) все же придется договориться с поставщиком о предоставлении отсрочки платежа и подписании трехстороннего договора с фактором. Такой вариант больше напоминает обыкновенный факторинг, но с более сложной схемой реализации. При этом остается нерешенным вопрос с уплатой комиссии: поставщик отказывается платить за услугу, поскольку инициатором всего процесса является покупатель. Здесь в дело вступают правовые ограничения, поскольку де-факто получателем финансирования является продавец и у покупателя нет законных оснований оплачивать эту услугу.
Другой вариант финансирования покупателя — получить в уступку будущие права требования, которые возникнут у клиента, когда тот продаст приобретенную продукцию уже своим покупателям. В такой схеме возникает дополнительный документооборот в форме предварительных заказов. Необходимо изменять договор — так, чтобы он гарантировал последующую покупку продукции. Такой вариант реализации реверсивного факторинга не предполагает дополнительного взаимодействия с поставщиком, но все же сложен в реализации. Для фактора он является наиболее рискованным, что отражается в невозможности последнего полностью удовлетворить потребности клиента в размере финансирования.
Семь вопросов о реверсивном факторинге
Кто типичный клиент, заинтересованный в реверсивном факторинге?
Крупный дебитор с большим количеством поставщиков. Закономерно, что передавая на обслуживание большее количество поставщиков, дебитор получает льготную ставку. Одновременно дебитор имеет возможность увеличить объемы закупок, так как поставляющая продукцию компания получает до 90% финансирования сразу после предоставления отгрузочных документов.
Чем реверсивный факторинг отличается от закупочного?
При закупочном факторинге клиент закупает сырье под уже сформированный портфель заказов, то есть обеспечением возврата платежа становится заказ от покупателей дебитора. При реверсивном же факторинге предметом поставки являются готовые товары и услуги, и обязательства по возврату платежа при возникновении рискового случая подробно описываются в трехстороннем договоре.
(Отвеча

Со стороны покупателя факторинг используют крупные российские торговые сети: «Перекресток», «Пятерочка», «Ашан», METRO.

О факторинге. Что такое факторинг? Как это работает? Почему это эффективно?  Торговые Сети предъявляют Вам более жесткие требования по отсрочке платежа?

Возможности факторинга в повышении эффективности сотрудничества с торговыми сетями. 09 сентября 2015. 9 сентября 2015