Факторы влияющие на риск невостребованной продукции

Виды рисков. Риск невостребованности продукции. Как управлять рисками.  Как факторы производства влияют на возникновение "риска невостребованности продукции"?

Они характерны и для образования сверхнормативных отходов.
Среда возникновения риска невостребованности продукции порождает его внутренние и внешние причины. Внутренние причины зависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников. К ним относятся:
недостаточная квалификация персонала;
неправильная организация производственного процесса;
неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
неправильная организация сбыта готовой продукции;
нечеткое управление предприятием.
Сюда же можно отнести качество поступивших материалов, качество производственного потенциала в той степени, в какой это зависит от конкретных работников предприятия, ответственных за данные участки работы.
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия, однако в ряде случаев могут ею провоцироваться. Например, плохо организованный документооборот на предприятии может привести к тому, что потребитель продукции из-за несвоевременного получения уведомления о готовности его заказа или об отгрузке в его адрес продукции израсходует финансовые ресурсы на другие цели. В результате и к производителю деньги поступят с опозданием.
Основными причинами, вызывающими риск невостребованности извне, являются:
инженерно-конструкторские;
платежеспособность потребителя;
Рис. 2.3. Взаимосвязь причин возникновения риска невостребованности продукции и факторов производства
транспортные;
организация работы и состояние финансовой системы;
повышение процентных ставок по вкладам;
социально-экономические;
демографические;
географические;
нормативно-правовые;
политические.
Инженерно-конструкторские причины включают в себя уровень конструктивно-технологической проработки и соблюдение сроков сдачи технических условий на изделие.
Если, например, нормативно-техническая документация на продукцию вовремя не поступила на предприятие-изготовитель, то может произойти задержка ее выпуска в сроки, соответствующие договорам с покупателями. За это время продукция устареет, появятся конкуренты, возникает риск невостребованности продукции.
Неплатежеспособность потребителя может наступить или до момента отгрузки ему готовой продукции или когда продукция уже отгружена и поступила к нему. В первом случае товар произведен, но остался у производителя. Если изготовитель реализует его, найдя другого потребителя, то риск невостребованности не превратится в реальность и не нанесет предприятию экономического ущерба.
При второй ситуации у производителя нет ни товара, ни денег за него. Если у покупателя временные финансовые затруднения, то через некоторое время средства за отгруженную продукцию поступят на счет производителя. Если ожидается длительная неплатежеспособность покупателя, то его долг производителю перейдет в категорию безнадежной дебиторской задолженности. Это особенно опасно, когда число потребителей продукции ограничено или когда один из них является покупателем основной доли произведенной продукции.

Как возникает "риск невостребованности продукции"? На возможность возникновения этого риска влияют как внешние, так и внутренние причины (Раздел 8.1). Рассмотрим наиболее характерные факторы

Нечеткость работы транспортной сети или ограниченность доступности определенных видов транспорта может вызвать изменение круга потребителей продукции и падение спроса на нее.
Фактором риска невостребованности является и нечеткая работа финансовых структур. Замедление, например, денежного оборота между банками приводит к ограничению выбора потребителя по принципу ведения расчетов через один банк, банки-корреспонденты или ограниченное число банков, пользующихся надежной репутацией у клиентов.
При повышении финансовыми структурами процентных ставок по вкладам и депозитам возможно снижение спроса на продукцию с целью накопления средств для приобретения в дальнейшем товаров длительного пользования, более дорогих изделий. Эту тенденцию во избежание невостребованности важно учитывать производителю потребительских товаров.
Риск невостребованности вызывается и социально-экономической ситуацией в обществе, и положением его членов — потребителей продукции всех видов. Например, на первом этапе перехода к рыночной экономике появилось множество мелких негосударственных производственных структур. По ряду объективных и субъективных причин эти структуры имели низкий социальный статус. В результате их продукция, даже когда она соответствовала потребностям покупателя, пользовалась ограниченным спросом. Предпочтение отдавалось продукции крупных государственных предприятий, пользующихся надежной репутацией в обществе, что характерно и для стран с развитой рыночной экономикой.
Снижение индивидуального спроса из-за ухудшения общего экономического положения населения вследствие резкого роста инфляции — одна из главных причин и составляющих социально-экономической ситуации в обществе. К невостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавный рост, но и инфляционные ожидания. Опасение роста инфляции приводит к приобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем наступают спад спроса и некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При ее стабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов роста инфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении ниже роста инфляции.

Влияние трудового фактора на риск невостребованности продукции. Дата добавления: 2014-04-15; просмотров: 59; Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам

Из-за разрыва в темпах роста объем невостребованной продукции увеличивается. Эту опасную тенденцию необходимо учитывать предприятиям, чтобы правильно спланировать ассортимент и объемы производства, не расходовать зря ресурсы и реализовывать произведенную продукцию, которая должна быть конкурентоспособной по отношению к ввозимой из-за рубежа дешевой и нередко низкокачественной.
На риск невостребованности продукции влияет и демографический фактор, особенно половозрастной состав потенциальных потребителей, если мы рассматриваем индивидуальный спрос. Демографический, социально-экономический факторы и платежеспособность потребителя тесно связаны между собой. Очевидно, что в сельской местности, где выше удельный вес старшей возрастной группы с низкими доходами (для России), будет ниже или совсем отсутствовать спрос на современную дорогую бытовую технику. Завозить туда для реализации видеомагнитофоны или стиральные машины-автоматы более чем рискованно.
Демографический фактор пересекается с географией распределения потребителей, которая также может стать причиной риска невостребованности продукции. Различные географические зоны предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделий. Повышение транспортных издержек вызывает рост цены на товар, а он — снижение спроса. Производитель должен выбрать, сохранить рыночный сегмент или уйти с него. В первом случае необходимо, проведя функционально-стоимостной анализ, попытаться снизить затраты на изделия, а возможно, и цену, чтобы устранить действие социально-экономического фактора. Во втором возникают проблемы: а) завоевание нового рыночного сегмента; б) сохранение прежних объемов производства; в) возвращение впоследствии на прежний рынок, который к тому времени может быть занят кем-то другим.
Важны для производителя и нормативно-правовые факторы. Очевидно, что выгоднее производить продукцию и реализовывать ее при налоговых льготах. Льготы могут быть различными: на использование труда инвалидов, на некоторые виды деятельности и продукции и т.д. Но надо учитывать, что это внешний фактор, и он может внезапно перестать действовать как нормативно-правовой акт. Производитель должен быть к этому готов, чтобы в любом случае нижний уровень цены и объема производства покрывал затраты на изготовление и сбыт продукции. Тогда отмена налоговых льгот не вызовет резкого скачка цены, который повлечет невостребованность продукции.
И наконец, политический фактор. В условиях политической нестабильности в нашей стране предприятие должно заранее проанализировать ситуацию в местах нахождения фактических и потенциальных потребителей продукции и не планировать крупные объемы производства и сбыта в рискованные зоны.
Все рассмотренные внешние факторы риска невостребованности продукции тесно взаимосвязаны и прямо или косвенно влияют на внутренние факторы. Это обязательно должны учитывать специалисты экономических подразделений предприятия.
Возникновение риска невостребованности продукции зависит от качества работы и взаимодействия центров ответственности предприятия.
В зарубежной учетно-аналитической практике такое понятие применяется в связи с соответствующей ему организацией учета затрат. При этом выделяют четыре основных типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций. К каждому из них относятся определенные сегменты фирмы.
Аналогичный подход вполне возможен и для отечественных предприятий, имеющих собственный опыт формирования организационных структур, ответственных за определенные участки работы и различающихся в связи с отраслевой и технологической спецификой. Такими центрами ответственности могут стать:
снабжение;
производство;
складирование;
сбыт;
инженерное обеспечение;
плановый;
финансово-экономический;
управление.
Традиционно они носят названия отделов и управлений.
Каждому центру ответственности подчиняется одно или несколько структурных подразделений, в которых формируются затраты.
Центры затрат являются одним из факторов возникновения риска невостребованности продукции. Затраты возникают на каждом этапе разработки, освоения, производства, хранения и реализации продукции во всех структурных подразделениях предприятия. Для статистического контроля затрат необходимо вначале определить производственные центры или участки, на которых осуществляются производственные операции. Они могут быть сгруппированы, например, следующим образом: производство, в том числе заготовительное; отделка; сборка; упаковка.
Каждая группа включает производственные участки в зависимости от особенностей технологического процесса, которые обычно объединены в цеха. Группировка затрат по центрам их возникновения позволяет легко определить:
затраты каждого производственного участка по изделиям;
долю затрат каждого участка в общей сумме затрат на изделие;
ответственного за отклонения в издержках от нормативной величины.
Когда продукция предприят

Рис. 5. Влияние инфляции на риск невостребованности продукции. Из-за разрыва в темпах роста "площадь" невостребованной продукции увеличивается.  На риск невостребованности влияет и демографический фактор, особенно поло-возрастной

Анализ спроса на продукцию предприятия и определяющих его факторов, оценка риска невостребованной продукции.  В результате ранжирования показателей, влияющих на покупку продукции ООО "Молокопродукт", было выявлено следующее

Рисунок 12.2 – Риск невостребованности продукции по факторам производства.  Необходимо учитывать, что внешние факторы связаны между собой и прямо или косвенно влияют на внутренние факторы.