Финансовый менеджмент в банке учебник скачать

Специфика финансового менеджмента в банке 16 2.2. Цели и задачи финансового менеджмента 22 2.3. Процессы формирования и использования ресурсов 25 2.4.

Сущность, понятие и особенности финансового менеджмента в банке
Банк привлекает и размещает денежные средства юридических и физических лиц, осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов и другие банковские операции, поэтому на рынке банковских услуг он выступает в качестве финансового посредника. Как любая коммерческая организация, банк возмещает производимые им расходы за счет доходов от своей деятельности и извлекает прибыль. Поскольку деятельность кредитной организации связана с наличием риска потери части денежных средств в случаях невозврата выданных ссуд, изменения курсов ценных бумаг и иностранной валюты на фондовом и валютном рынках, банк должен создавать адекватные денежные резервы и обеспечивать свою ликвидность. Управление связанным с этими процессами движением денежных потоков, проходящих через банк, составляет сущность финансового менеджмента банка.
Финансовый менеджмент банка – это разработка и реализация экономической политики кредитной организации, функций управления ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнение миссии банка и достижение им цели своей деятельности – извлечение прибыли.
В рамках финансового менеджмента руководством коммерческого банка решаются следующие задачи:
- формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
- рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
- максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
- регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
- соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банкам РФ;
- минимизация банковских рисков;
- обеспечение ликвидности банка;
- другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.
Хотя финансовый менеджмент непосредственно связан с образованием и размещением денежных ресурсов банка, осуществлением банковских операций, он не сводится к технике банковского дела. Основными инструментами финансового менеджмента как подсистемы управления коммерческой деятельностью банка являются планы, мониторинг, экономический анализ, прогнозы, учет. С помощью этих и других инструментов руководство банка как субъект управления формирует и реализует экономическую политику в области банковской деятельности, обеспечивает соблюдение обязательных экономических нормативов и других требований, устанавливаемых Центральным банком РФ, принимает меры по поддержанию и повышению конкурентоспособности банка. Использование этих инструментов в процессе деятельности банков составляет содержание соответствующих функций финансового менеджмента банка.

В качестве примера приведены особенности управления в коммерческом банке. Предварительный просмотр. Автор: Гордейко Сергей Журнал: "Менеджмент сегодня", #2, 2015 г. Рубрика: Антикризисное управление Финансовый менеджмент в банках.

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это управление отношениями в процессе формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлен банковский менеджмент, поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Банк – это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным и заемным, который рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например, «человеческий капитал», которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах.
Управление человеческим капиталом – это отношение к человеку в процессе управления организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет исходя из своего предназначения в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.
Банковский менеджмент – это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и др.

1.3 Основные системы и методы, используемые в финансовом менеджменте банка 21. 2 финансовый менеджмент в системе управления ОАО «Евротрейд» 31.

Как известно, основное назначение банка – это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе – финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, – владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам – увеличение объемов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.
Экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью – имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов соответствия предлагаемых услуг предъявляемым требованиям на банковский менеджмент возлагается задача обеспечения обратной связи с внешней средой коммерческого банка.
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка – глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций. Формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента – это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.
Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
- финансово-экономических показателей (ФЭ);
- организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
- функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если проранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ → ОП → ФТ.
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка, решает система управления, которая получила название «финансовый менеджмент».
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в наших условиях обусловлена тем, что коммерческий банк – это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке – это совокупность финансовых отношений.
Объектом финансового менеджмента в коммерческом банке являются финансовые операции банка, осуществляемые в процессе управления потоками денежных средств банковской клиентуры. Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке – разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке – определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка, поддерживают его устойчивость при заданных параметрах и направлены на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 6.
Та

Тема 1. Финансовый маркетинг и приемы Финансового менеджмента. 1.1. Сущность и содержание  Например, депозитные вклады в банках с минимальной суммой вклада не более 100 руб.; акции наиболее престижных банков и др.

Ю.С. Масленченков, Финансовый менеджмент в коммерческом банке,М.:, Перспектива, 1996Список дополнительной литературы:1.К.Садвакасов, Коммерческие банки, управленческий анализ деятельности, планирование и контроль,М.:,Ось-89

2.1. Специфика финансового менеджмента в банке. Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования.