Государственно частное партнерство во взаимном страховании

Ключевые слова: направления государственно-частного партнёрства, экономика здравоохранения, управляющие компании, система обязательного медицинского страхования. УДК 338.242.4, 338.46; ББК 65.05 Стр: 302 - 305.

Государственно-частное партнерство при освоении ресурсов недр Восточной Сибири
______________________________________________________
А. А. Попов, заведующий лабораторией правового обеспечения недропользования Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно‑исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья»
Восточные регионы (Сибирский и Дальневосточный федеральные округа), занимая значительную часть территории России (66,4 % от территории страны), характеризуются крайне низкой плотностью населения (1,6 чел. / км при общем населении территории в 26,04 млн человек, что составляет 18,34 % населения России). Малая заселенность и продолжающийся отток населения отрицательно влияют на развитие экономики региона. Вместе с тем Восточная Сибирь и Дальний Восток располагают значительными запасами ценных полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, которые могут стать основой для серьезных экономических преобразований.
Кроме того, следует учитывать, что в первой половине XXI столетия индустриально развитые страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – Япония, Республика Корея и Китай – будут испытывать растущую зависимость от привозных источников сырья, прежде всего углеводородного. Можно с большой вероятностью предположить, что недавние события в мировой экономике несколько понизят интенсивность развития АТР, но не остановят.
Комплексное освоение углеводородных ресурсов региона и выход на энергетические рынки стран АТР могут быть использованы для закрепления позиций России в данном стратегически важном регионе мира, а растущая востребованность топливно-энергетических ресурсов восточных регионов России становится мощным инструментом внешней политики государства.
До последнего времени развитие топливно-энергетического комплекса восточных регионов основывалось на угольной промышленности и гидроэнергетике. Нарушение сложившихся межрегиональных экономических связей в 90‑е годы XX в. и рост уровня транспортных тарифов привели к хроническим энергетическим кризисам, несмотря на наличие собственных богатейших запасов энергоносителей.
Нефтегазовая промышленность в регионе пока не получила значительного развития, хотя только газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока, по оценкам специалистов Газпрома, составляет 30 % от общего газового потенциала России.
В отличие от Западно-Сибирского региона и Европейской части страны, где действует Единая система газоснабжения России и система нефтепроводов, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока газовая инфраструктура практически отсутствует.

- разработать модели государственно-частного партнерства в области страхования аграрных рисков в России  61. Ивашкин Е.И. Взаимное страхование в условиях реформирования экономики. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2001.

Представляется, что в условиях сложившейся на сегодняшний день экономической конъюнктуры высокого спроса на углеводородное сырье и другие полезные ископаемые, рыночных механизмов российской экономики особенно актуальной темой является взаимовыгодное партнерское взаимодействие государства и бизнеса при реализации долгосрочных программ экономического развития.
Можно считать общепризнанным среди ученых-правоведов и практиков мнение о том, что помимо своих исключительных специальных, присущих только ему функций (организация и осуществление власти, государственного управления, функции обороны, социальной защиты населения и т. п.) государству присущи и общеэкономические функции, которые не являются специфическими для государства, т. к. они присущи любому субъекту гражданского права.
Прежде всего, это участие в экономических отношениях предпринимательского характера. Для государства такое участие производно от специальных функций, поскольку все остальные функции представляют собой затратную деятельность государства. Очевидно, что покрыть расходы на выполнение этих функций можно двумя путями: во‑первых, разложить эти расходы на всех граждан и юридических лиц в форме обязанности уплачивать налоги, пошлины, сборы и т. п., а во‑вторых, покрывать расходы за счет доходов от собственной предпринимательской (инвестиционной) деятельности. Если с позиций специальных первоначальных функций государства можно достаточно четко юридически определить границы содержания правоспособности государства, то границы его правосубъектности как предпринимателя несколько размыты. В любом случае участие государства в предпринимательской деятельности может быть оправдано исключительными обстоятельствами, например, недостаточностью иных источников формирования доходной части государственного бюджета (хотя здесь мы упираемся в проблему эффективности соответствующих механизмов) или принятием на себя бремени временной дотационной подпитки убыточных, но общественно необходимых отраслей народного хозяйства через государственные предприятия (правда, здесь государство можно рассматривать как предпринимателя лишь условно), либо ведением такой деятельности на базе имущества, изъятого из гражданского оборота (ограниченного в обороте).
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в современной России становится не только реальным механизмом взаимодействия органов государственного управления, предприятий государственного сектора и частного бизнеса, но важнейшим инструментом регулирования экономического развития в отдельных регионах или отраслях.

«Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это возможность привлечь частные средства для реализации полномочий Пермского края. С учетом нарастающего год от года дефицита бюджета12 октября 2012

Необходимость ГЧП вызвана тем, что при реализации крупномасштабных экономических проектов в обычном административно-управленческом режиме у государства оказывается недостаточно финансовых (бюджетных) и управленческих ресурсов для управления экономическим развитием, а у бизнеса нет достаточных гарантий в возврате вложенных средств, особенно финансируемых в долгосрочные проекты. Механизм ГЧП позволяет существенно расширить источники финансирования проектов, сократить сроки строительства и реконструкции объектов, повысить производительность труда персонала, снизить инвестиционные и эксплуатационные затраты в государственном секторе.
Несмотря на то, что термин ГЧП сегодня не имеет однозначного толкования, накоплен огромный опыт использования различных форм взаимодействия государства и бизнеса в странах с различным государственным устройством, с разной степенью развитости экономики и законодательства. Анализ показывает, что современные формы партнерства имеют следующие ключевые характеристики:
- сторонами ГЧП являются государство (в лице уполномоченных органов исполнительной власти) и частный бизнес;
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. п.);
- взаимодействие сторон ГЧП имеет действительно партнерский, равноправный характер, исключает административное («командное») воздействие на бизнес-структуры, позволяет соблюдать паритет, баланс обоюдных интересов;
- ГЧП имеет четко выраженную публичную направленность (его главная цель – удовлетворение общественного интереса множества различных социальных групп (публичных интересов отдельной территории, региона в целом);
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах.
Существует множество классификаций форм партнерства государства и частного сектора. В качестве основных критериев при классификациях выступают отношения собственности, степень участия государства, формы финансирования и управления.
К основным и наиболее часто встречаемым формам партнерства обычно относят: концессии и соглашения о разделе продукции, софинансирование проектов, совместные предприятия (с участием государства), контракты на оказание услуг от имени государства.
Сферы распространения ГЧП достаточно разнообразны, но, в первую очередь, это стратегические отрасли с традиционной монополией государства (недропользование и электроэнергетика), отрасли инфраструктуры, объекты культуры, памятники истории и т. п. Как правило, государство не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (исключать его из оборота, ограничивать в обороте и оставаться собственником), либо над определенным целевым характером его использования.
В России созрели экономические предпосылки для объединения усилий государства и частного сектора в форме ГЧП: в последнее десятилетие заложены основы нормативно-правовой и институциональной среды для реализации проектов в рамках ГЧП (в том числе, и на региональном уровне); созданы практически все инвестиционные инструменты ГЧП, применяемые в развитых странах; определены приоритетные сферы для реализации проектов на основе ГЧП (транспорт, ЖКХ, социальная сфера); бизнес проявляет интерес к ГЧП (особенно к проектам на транспорте и в ЖКХ).
Вместе с тем, развитие ГЧП в России имеет свои особенности и требует решения ряда задач. Даже в развитых странах выработка адекватных моделей заняла годы. Зарубежный опыт дает возможность России, избежав экономического экспериментирования, выбрать и применить на практике лучшие решения и модели, а также избежать повторения наиболее типичных ошибок.
Развитие ГЧП должно происходить исходя из следующих основополагающих принципов:
1. Должна быть ясно выраженная политическая воля и эффективная координация действий со стороны государства, согласованные действия государственных органов при разработке и реализации проектов. Сегодня в России каждое министерство пытается курировать свои проекты и создавать собственные программы. Фактически, сейчас функции управления ГЧП возложены на МЭРТ (принимает заявки на финансирование проектов из Инвестиционного фонда) и на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (анализ и экспертиза проектов). После утверждения проекта финансирование осуществляется через Минфин. Значимые инструменты государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации находятся в ведении Минрегиона.
2. Реализация проектов на основе ГЧП должна быть хорошо подготовлена (законодательно, организационно, кадровым потенциалом). Как правило, современное партнерство

Автореферат диссертации по теме "Государственно-частное партнерство в страховании сельскохозяйственных рисков".  столетия, активное развигие земских обществ взаимного страхования др.). Реализацию этих форм правомерно

Коллектив авторов - Государственно-частное партнерство: теория и практика читать онлайн книгу бесплатно без регистрации.  2. Софинансирование в определенных долях или 100-процентное финансирование частным сектором проектов ГЧП.

Государственно-частное партнерство в страховании сельскохозяйственных рисков. На правах рукописи.  XIX столетия, активное развитие земских обществ взаимного страхования др.). Реализацию этих форм правомерно рассматривать как один из17 декабря 2010