Пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению носят в России не страховой характер.  ПЕНСИОННОЕ И ИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ История социального обеспечения и социального страхования в России

Социальное страхование — форма социальной защиты насе- цсния от различных рисков, связанных с потерей работы, здоровья, жизни, трудоспособности и доходов. Особенностью страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.
Социальное страхование направлено на решение двух основных групп задач: обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий по охране труда и обеспечению безопасности его условий; реализацию мер, гарантирующих материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Специфика регулирования системы социального страхования исходит из необходимости сочетания рыночных механизмов саморегулирования этой сферы с развитой системой государственного воздействия на нее. В результате в странах с развитыми государственными системами социального страхования последние имеют следующие признаки:
основные виды социального страхования носят обязательный характер и организованы по однородным группам социальных рисков (болезнь; старость, инвалидность и смерть кормильца; безработица; производственная травма и профессиональное заболевание);
социальное страхование финансируется за счет страховых взносов работодателей и наемных работников с дополнительным участием государства;
страховые взносы аккумулируются в специальных внебюджетных фондах, которые выплачивают пособия и пенсии, оплачивают социальные услуги;
средства от поступлений, превышающие расходы на выплату пенсий и пособий, оплату социальных услуг, инвестируются в экономику с целью получения дополнительных доходов;
право на социальные выплаты зависит от уплаты страховых взносов, страхового стажа; минимальные пенсии и пособия связаны с прожиточным минимумом;
размер страховых взносов зависит от заработка или дохода застрахованного, ограниченного определенным потолком;
несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания финансируются обычно за счет взносов работодателей;
в дополнение к обязательному социальному страхованию существуют различные формы добровольного социального страхования.
В качестве современных форм социального страхования могут быть названы: обязательное, добровольное и корпоративное.
Обязательное социальное страхование — разновидность социальных гарантий, установленных действующим законодательством, в связи с утратой доходов (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости), жизни или места работы. Финансовые источники их предоставления — страховые взносы работодателей и работников, а также средства государственного бюджета. Правовая природа этого вида страхования — замещение утраченной заработной платы и других трудовых доходов. В его основе лежит солидарность страхователей и застрахованных.

Гродно 2010. РЕФЕРАТ. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.  50-летняя история развития пенсионной системы pay-as-you-go свидетельствует, что  Государственная система пенсионного обеспечения в таких странах, как Дания

Добровольное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (бюджетов всех уровней). Оно может быть личным и коллективным и предполагает защиту от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение. Финансовые источники этого вида страхования — взносы (добровольные) работников и работодателей. Определяющая характеристика — наличие страхового договора. Отличительными чертами добровольного страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, а также зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.
Фонды добровольного социального страхования принято рассматривать как дополнение к обязательному страхованию, а не как альтернативу ему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.
Корпоративные системы страхования — системы социальной защиты работников, организуемые работодателями за счет доходов, направленных на удовлетворение социальных потребностей работников (медицинскую и оздоровительную помощь, оплату жилищных, транспортных, учебных услуг, услуг в области культуры, фирменные пенсионные выплаты и т.п.).
Основным среди названных видов страхования по объему финансовых средств, массовости охвата и разнообразию услуг является обязательное социальное страхование (прежде всего пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве, и связи с безработицей и другими социальными рисками). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60—70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15—20% ВВП. В России в начале 2000-х гг. на долю всех внебюджетных социальных фондов приходилось около 45% затрат на цели социальной защиты и чуть больше 7% ВВП.
Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования — один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. Весьма важным в этой связи является правовое признание затрат по социальному страхованию работников общественно необходимыми для воспроизводства рабочей силы и включение их в себестоимость продукции (т.е. признание налогового характера данных затрат).

История права государственного пенсионного обеспечения и социального страхования в Российской империи / Гусаков Д.Б. - С.-Пб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.

Исходя из того что ст. 7 Конституции РФ определила, что Россия — социальное государство, уже в ближайшей перспективе предстоит законодательно закрепить решение ряда принципиальных вопросов, обеспечивающих правовое поле становления социального страхования. Среди этих вопросов: какие из социальных гарантий обеспечиваются за счет бюджета Федерации и бюджетов ее субъектов, а какие — за счет средств обязательного социального страхования; в каких размерах необходимо повысить заработную плату и другие трудовые доходы и понизить налоги с физических лиц, чтобы передать часть страховой нагрузки на работников и снизить ее, соответственно, для работодателей; какие меры следует предпринять в направлении повышения управления системой социального страхования полномочными представителями работников и работодателей.
В ближайшей перспективе в целях совершенствования системы обязательного социального страхования предстоит сформировать организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования: укрепление солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий и реальной защиты застрахованных; повышение личной ответственности работников за формирование своего статуса как застрахованных; реализация в должной мере ответственности государства за состояние и соблюдение социальных гарантийных прав работающих по найму от социальных (в том числе профессиональных) рисков; разграничение полномочий основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) по организации и управлению системой и отдельными видами страхования исходя из четкого определения ролевых функций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов.
Особенно важно реализовать систему мер по совершенствованию методов и принципов социального страхования применительно к пенсионному обеспечению престарелых граждан, пенсионному обеспечению и социальной поддержке инвалидов, социальной защите лиц, потерявших работу.
Безусловную важность имеет четкое определение экономической природы пенсий и их места в поддержании и формировании семейных доходов.
Пенсия — гарантированная законом денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной и частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.
Трудовая пенсия формируется из трех частей — базовой (которую обеспечивает государство на равных для всех пенсионеров условиях), страховой (она формируется за счет отчисления взносов с заработной платы, а потому напрямую зависит и от заработка, и от трудового стажа) и накопительной (которая также финансируется путем перечисления страховых взносов из заработка). При этом первые два платежа поступают в «общую копилку» (федеральный бюджет и Пенсионный фонд) и немедленно перераспределяются для выплаты текущих пенсий нынешним 38 млн пенсионеров. А на индивидуальных пенсионных счетах фиксируется, сколько конкретно человек заплатил, чтобы знать, из какой суммы в дальнейшем рассчитывать его пенсию.
Государство последовательно проводит политику повышения пенсий.
В 2009 г. средний размер социальных пенсий будет повышен до прожиточного минимума пенсионера. С учетом инфляции средний размер трудовых пенсий в 2009 г. увеличится на 23,9%.
Будут также дополнительно проиндексированы пенсионные права, приобретенные до 2002 г., на 10% и плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного до 1991 г. Будет введен единый порядок индексации базовой и страховой частей пенсии.
По своей экономической природе и назначению пенсии как элемент системы социального страхования призваны решать задачу шмещения потери (полной или частичной) заработка или семейного дохода в связи с названными выше страховыми случаями.
Пенсии могут рассматриваться либо как форма содержания нетрудоспособных обществом и за счет общества, либо как особая форма оплаты за прошлый труд.
Очевидно, более последовательно признание двойственного характера природы пенсии. При таком толковании она должна отражать как необходимость паритетного обеспечения нетрудоспособных граждан в меру утраты трудоспособности, так и величину заработка и продолжительность стажа как основных элементов оценки прошлого трудового вклада человека, выходящего на пенсию.
Минимальный уровень пенсионного обеспечения не зависит от трудового вклада и возраста по мере утери трудоспособности и увеличения потребности в помощи со стороны общества.
В сложившейся в России в 1990-е гг. системе пенсионного обеспечения с прошлым трудовым вкладом связана пенсия по старости, размер которой увязывается при ее назначении с заработком, стажем работы и достижением определенного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). При работе в тяжелых и вредных производственных условиях и суровых природно-климатических условиях

История пенсионного обеспечения в России. 28.10.2011 07:23.  В 2001 г. была внедрена новая модель пенсионной системы, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и28 октября 2011

Глава 2. Государственное пенсионное страхование § 1 Субъекты государственного пенсионного страхования.  2 Куценко В. В., Ровбель С. В. Пенсионное обеспечение в России: история, состояние, пер­ спективы.

Государственное пенсионное страхование и обеспечение. МГУ. Дипломная по предмету: "Страхование, страховое дело".  1.1. История возникновения и развитие негосударственного пенсионного обеспечения в РФ.