Консультационные и методические услуги в библиотеке

Библиотеки-филиалы "ОМЦБ". Клубы. Сценарии и методические разработки.  Консультационные услуги в поиске информации по справочно-поисковому аппарату библиотеки.

Издания для профессионалов Авраева, Ю.Б., Очирова Э.С. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие
Авраева, Ю.Б., Очирова Э.С. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие / Ю.Б. Авраева, Э.С. Очирова. – М.: Литера, 2009. – 96 с.
Пособие посвящено работе библиотек – методических центров и роли методистов, от квалификации которых зависит профессиональный уровень обслуживания читателей, что в конечном счете определяет статус самих методических центров. Особый упор сделан на освещение вопросов информационного и кадрового ресурсного обеспечения инновационной деятельности методических центров.
Оглавление Предисловие 4 Глава 1. Деятельность библиотек – методических центров: к истории и теории вопроса 7
§1.1. Методическая деятельность библиотек в контексте развития библиотечного дела 7
§1.2. Методическая деятельность библиотек на рубеже веков: точки пересечения теории и практики 17 Глава 2. Деятельность библиотек – методических центров по повышению квалификации библиотекарей как средство формирования профессиональной идеологии 29
§2.1. Проблемы формирования современной профессиональной идеологии библиотекарей 29
§2.2. Система повышения квалификации библиотечных кадров: общие проблемы и перспективы 34
§2.3. Повышение профессиональной компетентности руководителей библиотек 41
§2.4. Проблемы профессионального становления молодых специалистов – кадрового потенциала инновационного развития библиотеки 47
§2.5. Методист библиотеки: личностное и профессиональное развитие 54
§2.6. Профессиональное взаимодействие библиотекарей и методистов в рамках системы повышения квалификации: опыт и перспективы 61 Глава 3. Роль библиотек – методических центров в технологическом и экспертном сопровождении библиотечных инноваций 72
§3.1. К вопросу о роли инновационных процессов в деятельности библиотек – методических центров как инициаторов профессионального развития 72
§3.2. Аналитический метод как источник информационного обеспечения внедрения инновационных процессов в библиотечную практику 76 Заключение 86 Литература 90
§1.1. Методическая деятельность библиотек в контексте развития библиотечного дела
Как любая другая сфера человеческой жизнедеятельности, библиотечное дело нуждается в постоянном обновлении, обретении нового теоретического знания и практического опыта, создании инновационных методик и направлений работы. Именно эта миссия возложена на созданные в нашей стране службы методического обеспечения.

Изучение путей развития таблиц ББК на историческом и методическом этапе, их роль и значимость в ряде мировых классификаций. реферат [33,2 K]  Этот перечень услуг и их объем в библиотеках далеко не одинаков.  5. Консультационные услуги.

Следует заметить, что, например, для производства и бизнеса постоянное развитие является не просто показателем эффективности, а вопросом жизнеспособности предприятия или фирмы. Зачастую новации, возникающие в более мобильной производственной и бизнес-среде, затем воспринимаются государственными учреждениями и организациями.
Однако имеющаяся масштабная система методического обеспечения социокультурных институтов могла возникнуть и функционировать только при государственной поддержке. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и стремление любой профессиональной среды к самоорганизации, общению, взаимному обучению. Именно эти две тенденции и стали определяющими при возникновении и развитии библиотечных методических центров. При этом первая тенденция скорее характерна для нашей страны, а вторая – для стран Западной Европы и Америки.
Разумеется, появление в чистом виде методического обеспечения и методических служб следует отнести к периоду новейшей истории. Ранее этого времени развитие методической деятельности тесно переплетается с организацией и управлением библиотеками. Зачатки же методической деятельности следует искать в трудах великих библиотекарей прошлого и в появлении так называемых «эталонных» библиотек.
Уже трактаты авторов Античности и Средневековья содержат рассуждения – своеобразные «методические рекомендации» о том, какой должна быть библиотека, ее фонды, здание, правила пользования ею. Далее постепенно происходит оформление библиотеки как самостоятельного общественного института с оригинальными, присущими только ей функциями, и соответственно профессии библиотекаря. Получает свое развитие и библиотечная мысль. Так, труды мыслителей эпохи Просвещения во многом определили ход развития библиотечного дела в последующем. Например, можно говорить, что рассуждения Готфрида Вильгельма Лейбница предвосхитили развитие книгоиздательской и межбиблиотечной координации, а Иоганн Вольфганг фон Гете заложил основы системы документационного обеспечения библиотечного управления и т. д.
До появления библиотечных сетей, формирования как типа национальных библиотек отдельные библиотеки выступали в качестве передовых для своего времени, служили своеобразным профессиональным эталоном и образцом для подражания другим, руководством при организации новых библиотек. Источниками информации о таких библиотеках становились как письменные источники (труды и воспоминания мыслителей, записки путешественников и т. д.), так и личные впечатления от их посещения государственными деятелями, учеными, деятелями культуры и искусства, чьи инициативы зачастую воплощались в строительство и преобразование библиотечного дела у себя на родине.

Правила библиотеки. Услуги. Контакты МБУ КМБ.  12.2 Аналитико-консультационная деятельность методической службы (тематика письменных консультаций, устных консультаций на занятиях по ПК и

XIX – начало XX в. стало временем повсеместного масштабного библиотечного дела и появления условий, определяющих возникновение собственно методической деятельности. Прежде всего это развитие национальных библиотечных сетей, включавших в себя уже оформившиеся типы библиотек: национальная библиотека, центральные универсальные научные библиотеки территорий, публичные библиотеки. Формирование системы библиотечного дела потребовало законодательного ее урегулирования, разработки законов или приравненных к ним нормативных актов, создания на высшем государственном уровне соответствующих органов управления. При этом в некоторых странах библиотеки обязаны своим массовым появлением именно законодательной инициативе. Соответственно, для увеличившегося количества библиотек потребовались библиотечные специалисты, для обучения которых организуется профессиональное библиотечное образование. Одновременно делались попытки организовать методическую помощь друг другу, повысить квалификацию самих библиотекарей. Эта работа велась в трех основных направлениях:
1. Создание добровольных профессиональных объединений библиотекарей.
Это общенациональные «Американская библиотечная ассоциация» (1876 г.), «Библиотечная ассоциация» в Великобритании (1877 г.), «Союз немецких библиотекарей» (1900 г.) и т. д. В дореволюционной России функционировало 24 объединения в Москве, Перми, Калуге, Ялте, Томске, Севастополе и др. городах.
Наиболее заметную роль играло «Общество библиотековедения» в Петербурге, преобразованное в 1908 г. в самостоятельную организацию из секции библиотековедения «Русского библиологического общества». «Общество...» было создано, чтобы «способствовать усовершенствованию библиотечного дела в России и содействовать взаимному сближению библиотекарей...», и ставило перед собой три основные задачи: знакомиться с состоянием дел в русских библиотеках, изучать опыт зарубежных библиотек и вырабатывать наиболее целесообразные формы и методы работы библиотек и внедрять их в практику.
2. Проведение крупных библиотечных профессиональных мероприятий (съездов, совещаний, семинаров).
Так, вышеупомянутое «Общество библиотековедения» стало инициатором созыва в 1911 г. Первого Всероссийского библиотечного съезда, делегаты которого в своих выступлениях отмечали разобщенность библиотекарей и настойчиво выдвигали идею о необходимости создания «нормальной» сети библиотек с волостными и уездными органами для планомерной постановки дела в каждой отдельной библиотеке, с объединяющим губернским центром.
3. Обмен между библиотеками профессиональной печатной продукцией и издание профессиональных журналов.
Взаимообмен отчетами, обзорами, каталогами, правилами, инструкциями и т. д. был одним из основных источников ознакомления с работой других библиотек. Нараставший со временем систематический обмен библиотечными изданиями позволил отдельным библиотекам в России организовать в своих фондах отделы литературы по библиотечному делу, а в некоторых создать специальные кабинеты библиотековедения. Пионером в этом деле стал кабинет при Харьковской общественной библиотеке, созданный в 1903 г. Любовью Борисовной Хавкиной, предоставлявший возможность ознакомиться с состоянием библиотечного дела всем желающим, проконсультироваться приезжавшим библиотекарям, получить по запросу материалы.
Возможность профессионального общения и самообразования предоставляли и профессиональные журналы. Например, основатель немецкого журнала для библиотекарей Отто Хартвиг при его создании руководствовался идеей постоянного внимания к квалификации библиотекаря. В Америке и России инициаторами профессиональных изданий стали «Американская библиотечная ассоциация» и петербургское «Общество библиотековедения» соответственно. Журнал «Библиотекарь», издававшийся «Обществом...» в 1910–1915 гг., отражал различные проблемы теории и практики библиотечного дела в России и за рубежом, публиковал материалы о правовом положении библиотек, состоянии фондов и каталогов, статистические сведения, вел хронику деятельности библиотек страны.
Таким образом, характеризуя состояние методической деятельности библиотек до 1917 г., определившего дальнейшие пути развития библиотечного дела в нашей стране и за рубежом, можно говорить о появлении некоторых ее элементов. Установление межбиблиотечных координационных связей, организация профессионального общения библиотекарей, обмен опытом на основе документальных источников вызваны к жизни настоятельной необходимостью в системном развитии библиотечного дела.
Создание методических служб считается одним из достижений советского библиотечного дела. Однако утверждение о том, что научно-методическая работа присутствовала только в СССР и странах бывшего социалистического лагеря, ошибочное. Потребность во взаимной поддержке библиотек ощущалась не только у нас, но и во всем мире. Зарубежные биб

Акции библиотеки. Виртуальная экскурсия. Услуги.  Консультационно-методическая помощь. Работа по программе «Школа молодого библиотекаря». В течение года.

О библиотеке. Информационные ресурсы. On-line услуги. Электронный каталог. Электронная библиотека.  МГОУНБ как методический центр оказывает библиотекам области консультационно-методическую помощь по основным

Авторизоваться. Консультационная и методическая поддержка.  Все сервисы и услуги, предоставляемые сайтом (далее – Разработчик  Методические документы Электронная библиотека Видео-материалы Новости Обучение Конкурсы О нас.