Кыргызстан инвестиционный климат

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Транспортная система и транзитные возможности Кыргызстан - страна транзита

Экономическая оценка инвестиционного климата в стране
Известно, что без инвестиций экономику нашего государства не поднять, а внутренних инвестиций ничтожно мало, поэтому, начиная с главы государства, все стремятся привлечь инвесторов в Кыргызстан. Однако существует немало преград для их привлечения - это непредсказуемость нашего государственного управления, высокое налоговое бремя, продолжающиеся политические волнения и т.д.
Инвестиции - это материальные и нематериальные вложения в объекты экономической деятельности виде:
-денежных средств;
-движимого и недвижимого имущества;
-имущественных прав (ипотека, право удержания имущества, залог и другие);
-акций и иных форм участия в юридическом лице;
-облигаций и других долговых обязательств;
-неимущественных прав (в т.ч. право на интеллектуальную собственность, включая деловую репутацию, авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, фирменные наименования и ноу-хау);
-любого права на осуществление деятельности, основанной на лицензии или в иной форме, предоставленной государственными органами Кыргызской Республики;
-концессий, основанных на законодательстве Кыргызской Республики, включая концессии на поиск, разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов Кыргызской Республики;
-прибыли или доходов, полученных от инвестиций и реинвестированных на территории Кыргызской Республики;
-иных форм инвестирования, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. Форма, в которой инвестируется имущество, или изменение этой формы не влияет на его характер в качестве инвестиций.
2. Прямые инвестиции - владение, приобретение инвестором не менее одной третьей процентов акций или голосов акционеров в акционерных обществах, созданных или вновь создаваемых на территории Кыргызской Республики, либо эквивалент такого участия в других формах хозяйствующих субъектов и все последующие операции между инвестором и инвестируемым предприятием, вложение капитала в основные фонды филиала, представительства юридического лица, создаваемого на территории Кыргызской Республики.
3. Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме прямых инвестиций.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КЫРГЫЗСТАНА
1.
Позитивные аспекты
На кыргызском рынке, наблюдается улучшение инвестиционного климата в Кыргызстане. Несмотря на нестабильность политической обстановки, международные инвесторы не собираются уходить из Кыргызстана и позитивно рассматривают демократические перемены, происходящие в республике. В этой связи необходимо бы выделить следующие явления и тенденции, на мой взгляд, положительно характеризующие инвестиционный климат республики:

+10. Разное. Инвестиционный климат в Кыргызстане. 26. Ма Тсуда.  Инвестиционный климат Кыргызст Просмотров: 17. 11:40.

Кыргызстан первым из государств постсоветского пространства стал членом ВТО. Планируемое вступление в эту организацию России и Казахстана будет способствовать улучшению торговых связей с этими наиболее успешными в экономическом плане странами СНГ. Основная доля инвестиций в финансовый сектор Кыргызстана приходится на Россию и Казахстан. Казахстанские банки осуществляют настоящую экспансию в банковской сектор страны. Этому способствует либеральное банковское и валютное законодательство.
В 1997 году Кыргызская Республика ратифицировала Вашингтонскую конвенцию от 1965 года “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами”. Таким образом, в случае возникновения инвестиционного спора с государственными органами Кыргызстана, он может быть разрешен на международном уровне в рамках конвенции.
В стране действуют несколько свободных экономических зон (СЭЗ), созданных для привлечения прямых иностранных инвестиций в республику. Свободные экономические зоны имеют особый юридический статус, который создает специальный режим в вопросах регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, земельной собственности, международной торговли. Свободные экономические зоны предлагают местным и иностранным инвесторам привлекательный пакет льгот. СЭЗ предоставляют помещения для складирования, оптовой экспортной и импортной торговли, банковской деятельности, производства товаров на экспорт и транспортные услуги.
Кыргызстан дает большие возможности смелым инвесторам. Кыргызская Республика не имеет международных рейтингов, в связи с чем многие инвесторы воспринимают эту страну как страну повышенного риска. С другой стороны Кыргызстан предоставляет большие возможности для смелых инвесторов – как известно высокие риски компенсируются высокими доходами. Вкупе с международными инструментами изучения рынка и новыми технологиями Кыргызстан предоставляет поистине уникальные условия для развития бизнеса – в этой стране можно развивать практически любые отрасли и быть уверенным, что бизнес окупится. Неразвитыми остаются много отраслей: производственная, туристическая, перерабатывающая – все они требуют существенных инвестиций.
2. Негативные аспекты
Оборот наличных средств. Одной из основных проблем является высокая доля наличных расчетов между юридическими и физическими лицами внутри Кыргызской Республики. Существенная часть расчетов предприятий осуществляется или в наличной форме, или подкрепление счетов происходит в день исполнения платежа, что безусловно способствует увеличению теневых потоков денежных средств и отрицательно сказывается на состоянии банковского сектора.

Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в КР и  Kyrgyzstan: Financing, monthly Кыргызстан: Финансирование бюджета, помесячно

В Кыргызской Республике сохраняется низкий показатель сбережений населения, причиной этого является бедность большей части населения, недоверие населения к банковской системе республики и большинству финансовых институтов. Население по-прежнему отдаёт предпочтение самым ликвидным денежным средствам - наличным деньгам.
В структуре денежной базы на 31 мая 2005 г. доля денег в обращении составила 89,3 процента. Соответственно, доля средств на корреспондентских счетах коммерческих банков и финансовых учреждений в НБКР составила всего 10,7 процента.
Юридическим лицам официально разрешено производить расчеты наличными средствами. Предприниматели предпочитают хранить свои наличные средства, не указывая их в официальных документах и избегая уплату налогов, а также используют их в своих оборотах вне банковского сектора. Кроме того, наличные деньги в отличие от банковских депозитов обладают важным для многих свойством - они обеспечивают анонимность их владельцев. Поскольку это свойство особенно ценится активными участниками теневой экономики, то возрастание доли наличных денег в их общей массе служит косвенным свидетельством увеличения нерегистрируемой государством экономической деятельности и успешности функционирования теневой экономики в республике. Подобный объем средств, потенциально возможный для привлечения в банковскую систему является хорошим полем для будущего развития банковской системы.
Кыргызская Республика до сих пор не подписала Гаагскую конвенцию об апостиле , что усложняет процедуру открытия счетов для нерезидентов и их работу в Кыргызской Республике. В следствие этого замедлен процесс привлечения внешних инвестиций в финансовый сектор экономики страны.
В стране наблюдается не стабильная правовая форма. Только за 100 предыдущих дней было отменено 30 не нужных нормативных актов, а также нет чётких мер и рычагов регулирования бизнес инициатив. Разрешительно-лицензионная система плохо сформирована. Т.е. если она учитывает категорию «ценных бумаг» как одно целое, то на самом деле существуют в этой категории ещё подкатегории. Высокие издержки способствуют росту «теневого рынка», и в этой связи необходимо следующие основные рекомендации по лицензированию: чётко определить перечень основания для лицензирования, список требований (на данный момент, уполномоченный орган сам вправе составлять некий список требований) и обновить закон, который «морально» устарел .
III. ВЛИЯНИЕ «СИТУАЦИИ В СТРАНЕ» НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ СТРАНЫ
Отток капитала. Смена власти, произошедшая весной 2005г. в республике, и последующие события рассматривается рядом потенциальных и действующих инвесторов как признак политической и экономической нестабильности. Многие инвесторы, пришедшие в Кыргызстан давно и уже имеющие здесь крупный бизнес, понесли серьезные потери, многие из них во время событий 24 марта потеряли большую часть своих средств.
В революционное время и пост-революционные 2-3 недели, безусловно, наблюдался существенный отток капитала из страны, многие компании сокращали остатки на счетах, заметно снизилось доверие иностранных партнеров к Кыргызстану. Но, как показал опыт, коммерческие банки и Национальный банк Кыргызской республики провели ряд мероприятий, направленных на стабилизацию финансового рынка и недопущение существенных волнений на рынке. Предпринятые меры по поддержанию ликвидности банков в период существенного оттока средств и политика, проводимая национальным банком, предотвратили снижение доверия к банковской системе страны и отток капитала.
Благодаря своевременно принятым мерам курс национальной валюты остался стабильным, что в значительной степени сгладило негативный эффект от временной приостановки работы отдельных предприятий и нанесенного материального ущерба.
Но, к сожалению, произошедшая 7 апреля революция и смена власти приведет к потере значительного капитала совместными предприятиями. Ожидается отток капитала иностранными инвесторами из страны.
Быстрые демократические перемены в стране, активная борьба новых властей с коррупцией, вывод из тени финансовых потоков, которые пополнили бюджет, позитивно сказались на экономических ожиданиях среднего и малого бизнеса, а главное – стимулировали приток инвестиций в страну.
IV РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРЫ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
Необходима разъяснительная работа со стороны государства. В связи с неблагоприятной политической обстановкой – некоторой нестабильностью – Кыргызстану необходимо уделять особое внимание международному имиджу страны и продвижению экономики Кыргызстана через создание инвестиционно-привлекательных условий. Необходимо проведение

Процесс реформирования законодательной базы поможет улучшить инвестиционный климат в Кыргызстане 24.06.2015 18:57:18 news.rambler.ru.

4. Инвестиционная политика и инвестиционный климат.  Налоговая система КР: Анализ и рекомендации (2003). Леса Кыргызстана (2003).

Инвестиционный климат Кыргызстана меняется к лучшему, считают в фонде «Самрук-Казына». 25.10.2011.25 октября 2011