Меры совершенствование денежно кредитной политики банка россии

2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. Глава III.  3.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию денежно - кредитной  В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению

Предложения АРБ «О совершенствовании денежно-кредитной политики и развитии кредитного рынка в России»
(одобрены 6 апреля 2007 г. XVIII Съездом АРБ)
Предложения подготовлены рабочей группой АРБ под руководством Тосуняна Г.А. (руководитель), Милюкова А.И. (заместитель руководителя) с участием банков и банковских объединений.
Рабочая группа: Солнцев О.Г. (ответственный редактор), Ведев А.Л., Гамза В.А., Гуревич М.И., Ершов М.В., Крюков С.П., Плисецкий Д.Е., Тарасов Д.В., Хохлов В.М.,
Шпигун К.О.
О совершенствовании денежно-кредитной политики и развитии кредитного рынка в России 1. Влияние денежно-кредитной политики 2003-2006 гг. на развитие банковской системы
Безусловными приоритетами денежно-кредитной политики последних лет были снижение инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, интеграция экономики в мировые рынки путем поэтапного снятия ограничений на движение капитала.
Для решения задачи снижения инфляции органами денежно-кредитного регулирования были задействованы такие инструменты, как повышение курса рубля и аккумулирование средств в Стабилизационном фонде. В конечном итоге, это позволило добиться определенного успеха – в прошлом году инфляция впервые за весь период реформ опустилась ниже 10%.
Нельзя не отметить результаты, которые такая политика принесла и с точки зрения развития банковской системы.
Быстрое укрепление рубля подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств.
Рост показателей внешней платежеспособности России в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением рубля стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность российского банковского сектора для иностранных инвесторов.
Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг (прежде всего в сфере розничных и инвестиционно-банковских услуг).
Несомненна значимость этих результатов для формирования в России более зрелой банковской системы.
В то же время нельзя не отметить ряд очевидных издержек проводимой политики.
Изъятие через механизм Стабилизационного фонда значительной части поступающих в экономику средств привело к снижению с 2004 г. среднего уровня ликвидности в банковской системе, а повышение мобильности трансграничных капиталов обусловило и значительный размах ее внутригодовых колебаний. Последний стал достигать двух и более раз. Это создало определенную нагрузку на устойчивость банков, закономерным следствием которой стал локальный кризис 2004 г.

2.2 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики 19.  Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

Те же причины порождают масштабные скачки ставок денежного (межбанковского) рынка. Это до сих пор не позволяет сформировать в российской экономике надежный ориентир стоимости денег, аналогичный тем, которые имеются в большинстве других экономик.
Сгладить отмеченные скачки могла бы развитая система рефинансирования банков со стороны Банка России. Однако органы денежно-кредитного регулирования оказались не готовы к ее формированию, опасаясь снижения стерилизационного эффекта проводимой политики.
Сопоставляя опыт ряда стран, первоначально находившихся в близких «стартовых» условиях, нельзя не заметить, что успехи в части повышения роли банковской системы в развитии национальной экономики могли бы быть гораздо более весомыми.
Первое. Объем банковских кредитов экономике (по отношению к ВВП) в России все еще весьма мал и растет темпами, существенно отстающими от динамики многих других стран с переходными и развивающимися экономиками.
С 2002 по 2006 гг. этот объем вырос с 19 до 27% ВВП. За то же время в Казахстане он увеличился с 19 до 59%, на Украине – с 19 до 46%, в Болгарии – с 21 до 52%.
Рост внутреннего рынка кредитов катастрофически отстал от развития фондового рынка. Если по показателю капитализации рынка акций в отношении к ВВП Россия превзошла уровень таких стран, как Германия, Италия и Япония, то по показателям развития кредитного рынка она находится близко к концу списка стран с переходными и развивающимися экономиками.
Столь резкая диспропорция означает, что достигнутая высокая рыночная оценка стоимости российских компаний вынужденно опирается на приток не внутренних, а внешних капиталов. Это становится фундаментальным фактором неустойчивости всей национальной финансовой системы.
Утрата темпа насыщения экономики кредитом – следствие локального кризиса 2004 г., который в определенной степени явился результатом однобокой стерилизационной политики органов денежно-кредитного регулирования. Другой причиной стала медлительность в создании системы обязательного страхования вкладов и обеспечении доступа банков к привлечению средств накопительной пенсионной системы. В результате значительная часть банковской системы оказалась отрезана от наиболее длинных внутренних кредитных ресурсов.
Второе. В предлагаемых банковской системой кредитах по-прежнему крайне низка доля долгосрочных ссуд. Это ограничивает роль банков в финансировании инвестиций.

План важнейших мероприятий Банка России на 2004 год по. совершенствованию банковской системы Российской  [1] Краткая ретроспекция денежно-кредитной. политики РФ приведена в приложении “Меры монетарной политики”.

Доля кредитов сроком свыше трех лет в предоставленных предприятиям ссудах составляет всего лишь 14%, без учета Сбербанка. Вклад кредитов российских банков в финансирование инвестиций в основной капитал не превышает 10%. При этом около 40% выдаваемых инвестиционных кредитов сконцентрированы в топливно-добывающем секторе.
Неудивительно, что уровень инвестиций в отношении к ВВП в России – один из самых низких среди стран с переходной и развивающейся экономикой – 20% против 26% в среднем по странам с аналогичным кредитным рейтингом (с учетом инвестиций в оборотный капитал).
Причинами такого положения являются уже отмеченные изоляция банков от долгосрочных внутренних ресурсов, а также отсутствие признанного ориентира стоимости денег в экономике. Не имея такого ориентира, банки вынуждены закладывать в ставки по долгосрочным кредитам риски, связанные с данной неопределенностью.
Третье. Усиливается разрыв между объемом финансовых накоплений, вложенных российскими резидентами в зарубежные активы и в национальную финансовую систему.
В отношении к ВВП объем средств государства и частного сектора, размещенный в зарубежных финансовых активах, находится на уровне наиболее богатых и развитых стран (75%). Одновременно величина ресурсов, сконцентрированных в национальном банковском секторе (52% ВВП), близка к показателям финансово неблагополучных стран.
При этом основным источником оттока средств за рубеж являются органы денежно-кредитного регулирования, направляющие более трети валовых национальных сбережений на финансирование других стран через накопление ресурсов в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах.
Результатом становится парадоксальная ситуация, когда при избытке финансовых ресурсов национальная банковская система остается недокапитализированной. Как следствие, он не может конкурировать с зарубежными финансовыми институтами в кредитовании наиболее перспективных российских компаний. Более того, он сам становится легкой добычей для внешней экспансии. Вряд ли такая ситуация отвечает стратегическим интересам России.
Примеры ряда других стран, столкнувшихся с быстрым ростом внешних финансовых накоплений, показывают, что существуют пути неинфляционной трансформации этих накоплений в капитализацию национального банковского сектора. Об этом, в частности, говорит опыт КНР, нашедшей неинфляционные механизмы использования части валютных резервов для рекапитализации ведущих банков.
К сожалению, этот актуальный для России опыт остается невостребованным.
2. Условия проведения денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе
В среднесрочной перспективе органам денежно-кредитного регулирования предстоит реализовывать свою политику в условиях, которые с большой вероятностью будут существенно отличаться от складывавшихся на протяжении последних трех-четырех лет. Эти условия сводятся к следующему.
1. Переход от положительного сальдо к отрицательному сальдо по текущим операциям платежного баланса России. В основе данной тенденции – интенсивный рост импорта, устойчиво опережающий расширение экспорта.
При сохранении существующих тенденций даже при относительно высоких ценах на нефть (Urals - 50-55 долл./барр.) к 2010 г. объем поступлений средств в страну от экспорта товаров и услуг, инвестиционных и трудовых доходов превысит объем выплат за рубеж по данным позициям.
Сжатие сальдо баланса по текущим операциям создаст возможность для отказа от интервенций Банка России на валютном рынке, осуществляемых с целью сдерживания роста курса. Более того, может возникнуть необходимость в некоторой девальвации рубля для подержания сбалансированности платежного баланса России.
2. Многократное увеличение потребности российской экономики в инвестициях, связанное с ускорением выбытия мощностей вследствие их физического и морального износа.
По оценкам, в течение трех-четырех лет потребность российской экономики в инвестициях для сохранения стабильного и динамичного роста увеличится приблизительно в полтора раза в постоянных ценах.
Это создает стратегический выбор:
либо потеря динамики роста из-за усиления ограничений, связанных с конкурентоспособностью производственного аппарата и развитием инфраструктуры;
либо сохранение высокой экономической динамики при усилении зависимости от притока финансовых ресурсов из-за рубежа;
либо мобилизация внутренних ресурсов для обеспечения интенсивного инвестиционно-ориентированного развития.
3. Рост риска раздувания и последующего схлопывания «пузыря» на российских финансовых рынках.
Основными источниками такого риска являются:
ожидаемая под влиянием конъюнктурных факторов (укрепление рубля, вступление в ВТО) новая волна притока краткосрочных трансграничных капиталов. Это обусловит дальнейший краткосрочный рост цен на российские облигации и акции;
роcт нестабильности международной финансовой системы, связанный с фактором усиления глобальных дисбалансов, циклическими кризисами развивающихся рынков, изменениями процентных ставок в мировой экономике. В результате может последовать ре

Единую денежно-кредитную политику разрабатывает Национальный банк РБ и  активности 2008–2009 гг., стало принятие комплекса оперативных мер, нацеленных на минимизацию  Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики.В

5. Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики 15. 5.1. Совершенствование кредитно-денежной политики России в 2008г.  «По своему содержанию кредитная политика — совокупность мероприятий центрального банка

денежно-кредитной политики в России 3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г. 3.2 Основные направления совершенствования  Банк России в числе других мер активно использовал такой инструмент денежно-кредитной политики, как