Методы расчета точки безубыточности финансовый менеджмент

Математический метод определения точки безубыточности (метод уравнения)  5. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков. М., издательство «Перспектива», 1998.

Главная страница Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника
Маржинальный доход и точка безубыточности
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 291; Нарушение авторских прав
Маржинальный доход равен постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает постоянные затраты.
43. Анализ безубыточности производства
Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:
1) математический метод (метод уравнения);
2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);
3) графический метод.
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы – Постоянные расходы = Прибыль
или
Цена единицы продукции х Х – Переменные расходы на единицу продукции х Х – Постоянные расходы = Прибыль,
где Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации ( Х), а правая часть – прибыль – приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х х (Цена единицы продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

Методики расчета точки безубыточности. без наценки Заказать со скидкой -15%.  2.2. Математический метод определения точки безубыточности.  5. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков.

Пример. В качестве исходных взяты данные организации, занимающейся оптовой торговлей сантехникой, закупаемой по импорту. Предположим, что реализуется только один вид комплекта сантехники.
Для простоты расчетов все расходы и продажные цены приведены без НДС, так как этот налог рассчитывается самостоятельно и не влияет на прибыль. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Ставки налогов с фонда оплаты труда и объема реализации принимаются приблизительно.
К переменным издержкам отнесены услуги банка по конвертации валюты и проценты по краткосрочным кредитам, поскольку они зависят от объема импортируемых товаров. Все остальные расходы считаем постоянными для определенного приемлемого диапазона товарооборота (масштабной базы).
Исходные данные для расчета, руб.: Постоянные расходы (в месяц):
Переменные расходы (за штуку):
Аренда офиса
Закупочная цена
Заработная плата персонала
Услуги банка по конвертации валюты (0,5%)
Налоги на ФОТ (40%)
Проценты за кредит (2,0%)
Складские расходы
Налоги с товарооборота, включаемые в издержки обращения (2,5%)
Абонентная плата за телефон
Амортизация основных средств и нематериальных активов
Реклама
Услуги банка
Хозяйственные расходы
Итого
Итого
Цена реализации одного комплекта сантехники – 700 руб., текущий объем реализации – 350 комплектов.
Приемлемый диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны, количеством комплектов сантехники, которое перевозит машина (192 шт.), а с другой – площадью арендуемых складских помещений, где можно единовременно разместить не более 400 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить некоторые расходы, которые считаются постоянными (заработная плата, складские расходы, амортизация основных средств, услуги банка, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой является товарооборот в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.
Определим для этих данных объем продаж, при котором организация будет работать безубыточно.
Постоянные расходы составляют 21000 руб., переменные расходы на единицу продукции – 630 руб. Цена реализации одного комплекта – 700 руб. Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение
700 Х – 630 Х – 21000 = 0.
Отсюда точка безубыточности:
Х = 21000 : (700 – 630) = 300 (комплектов)
или в денежном измерении:
700 x 300 = 210000 (руб.).
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

анализу, финансовому менеджменту и экономике предприятия, в частности И. А. Бланк [2], Г. В. Савицкая [3], В. Беренс и П. М  что, несмотря на внешнюю простоту и достаточность работ и методов расчета точки безубыточности, этот вопрос

Альтернативная формула расчета имеет вид:
Совокупный маржинальный доход – Совокупные постоянные расходы = Прибыль.
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
Маржинальный доход на единицу продукции х Объем реализации (шт.) = Совокупные постоянные расходы
или
Организация в результате реализации одного комплекта сантехники имеет маржинальный доход в размере:
700 – 630 = 70 (руб.).
Постоянные издержки составляют 21000 руб., следовательно, точка безубыточности равна:
21 00 : 70 = 300 (комплектов).
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
В данном примере маржинальный доход на один комплект составляет 70 руб., выручка от продаж – 700 руб. за штуку, следовательно, соотношение маржинального дохода и выручки – 10%. Это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным.
Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции (товаров) должна составить 245000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 24500 руб.
Для определения операционной прибыли (прибыли до налогообложения) вычтем из этой суммы рассчитанные совокупные постоянные издержки:
24500 – 21000 = 3500 руб.,
т.е. в запланированном совокупном доходе (245000 руб.) прибыль будет составлять 3500 руб.
Необходимо учитывать, что выполненные выше расчеты и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. В данном случае это интервал в товарообороте от 192 до 400 комплектов. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными.
Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.
Было установлено, что точка безубыточности находится на уровне 300 шт., что в денежном выражении составляет 210000 руб. Если объем реализации ожидается в количестве 350 шт. (или 245000 руб.), то кромка безопасности определится как 350 – 300 = 50 комплектов (или 35000 руб.).
Кроме того, уровень кромки безопасности можно выразить в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой:
Подставив в формулу соответствующие числовые значения, получим:
(245000 – 210000) : 245000 х 100% = 14,3%.
Рассмотренные зависимости позволяют решать и другие аналитические задачи.
Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.
Пусть, например, за месяц предполагается реализовать 400 комплектов сантехники. Как отмечалось выше, состояние равновесия описывается формулой
Выручка от продаж продукции (товаров) = Совокупные расходы.
Обозначив цену за Х, получим:
400 Х = 630 x 400 + 21000;
400 Х = 273000, следовательно, Х = 682,5 руб.
Таким образом, при продаже комплектов по цене выше 682,5 руб. при заданных условиях организация будет зарабатывать прибыль.
Максимальная сумма постоянных и переменных затрат, которые сможет понести торговое предприятие при запланированном объеме товарооборота 400 комплектов и установленной цене за один комплект 700 руб., составит: 400 х 700 = 280000 руб.
Далее можно спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия.
По плану месячный объем реализации должен составить 400 комплектов, а точка безубыточности, по расчетам, достигается после продажи 300 комплектов.
Составим пропорцию:
400 комплектов – 1 месяц,
300 комплектов – X месяцев.
Тогда Х = (300 х 1) : 400 = 0,75 месяца.
По истечении трех недель предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.
Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом (рис. 4.1).
График состоит из двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат ( Y 1), и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) ( Y 2) .в зависимости от изменения объемов реализации.
На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетел

Андрей МицкевичК.э.н., доцент Высшей школы финансового менеджмента АНХ  В противном случае лучше использовать методы Б и В: Б — для растущих рынков и  Таблица 2. Исходные данные для расчета точки безубыточности на основе

Читать работу online по теме: Финансовый менеджмент - ответы с 91 по 100 вопросы.  При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом  1) расчет запаса финансовой прочности

Маржинальный метод определения точки безубыточности Управление  Главная Финансы Основы финансового менеджмента - Обильных ЕГ.  снизить цену до 0,8 грн, но желает получить ту же прибыль, что и по цене 0,9 грн Для расчета следует