Модель управления запасами в машиностроении

library.bmstu.ru›…управления запасами в условиях…Показать ещё с сайтаПожаловаться

Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций
Вы находитесь: Диссертационные работы России Экономические науки Экономика и управление народным хозяйством
Диссертационная работа: Михальченко Марина Сергеевна. Организационно-экономический механизм адаптивного управления товарно-материальными запасами на машиностроительных предприятиях : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Михальченко Марина Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2009.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/3715
Актуальность темы исследования. Обострение экономической ситуации, связанное с финансовым кризисом, заставляет промышленные предприятия активнее выявлять и реализовывать резервы экономии во всех своих активах. В этой связи пристального внимания заслуживает анализ состояния корпоративных запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Оборотные активы в запасах на предприятиях достаточно весомы. По данным Росстата доля всех видов запасов в составе имущества на предприятиях обрабатывающих производств - около 20%, а на машиностроительных предприятиях - около 30%. Запасы ТМЦ в составе оборотных средств занимают примерно 15% на предприятиях обрабатывающих производств, а в машиностроении - около 20%. К сожалению, за последние годы оборачиваемость оборотных средств, включая и оборачиваемость запасов, сколько-нибудь существенного ускорения не получила.
Переход к рыночной экономике снял проблему дефицита в снабжении предприятий материальными ресурсами, предприятия получили возможность отказаться от больших запасов и громоздких складов под них. Но в то же время встали новые проблемы, связанные с нестабильными и постоянно растущими ценами, нехваткой оборотных средств и кредитов под них, нарушениями договорных обязательств партнерами при поставках ТМЦ, нестабильной реализацией готовой продукции и т.д. Неопределенность в спросе на выпускаемую продукцию вызывает неопределенность в прогнозировании потребных материальных ресурсов. В связи с этим накапливаемые товарно-материальные запасы становятся фактором согласования реального спроса и предложения, а также сокращения затрат на производство.
В машиностроении проблема управления запасами ТМЦ имеет особую остроту, что вызвано следующими причинами. Во-первых, имеет место исключительное видовое многообразие потребляемых ТМЦ, что связано со сложностью и многокомпонентностью материальной структуры продукции и наличием вспомогательных производств. Во-вторых, состав потребляемых ТМЦ часто изменяется из-за обновления выпускаемой продукции. В-третьих, материальные потоки между производственными звеньями несин-хронизированы, что приводит к множеству промежуточных запасов в производственных и логистических цепях.

Модель управления запасами без дефицита. Дата добавления: 2014-01-20; просмотров: 261; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у); Нарушение авторских прав?

Управление запасами на отечественных предприятиях в годы плановой экономики строилось, главным образом, на нормативном подходе. При этом нормы запасов определялись эмпирически либо как проценты от годового объема потребления, либо как нормированная продолжительность одного оборота по видам ТМЦ. Нормативный подход не давал надежных, экономически выгодных результатов и запасы обычно завышались.
В условиях рыночной экономики управление запасами стали связывать
с применением логистических математических моделей и методов, предложенных первоначально зарубежными авторами и развитых также в трудах отечественных ученых Афанасьева М.Ю., Волгина В.В., Зевакова A.M., Омельченко И.Н., Потоцкого В.А., Манделя А.С., Лукинского В.В., Радионова А.Р., Радионова Р.А., Рыжикова Ю.И., Сергеева В.И., Стерлиговой А.Н. и др.
Однако практическое приложение многих предложенных математических моделей на промышленных предприятиях остается ограниченным. Оптимизационный подход в математическом моделировании часто не удается реализовать из-за многономенклатурности объекта управления, разнообразия реальных условий потребления, доставки распределения по внутренним потребителям, невозможности надежного калькулирования затрат в логистической системе, неопределенности ценовых и других рыночных факторов. По этим же причинам возникают сложности с применением при моделировании вероятностного подхода.
В настоящее время с применением современных программных компьютерных средств и баз данных открываются широкие возможности оперативного управления запасами, контроля и анализа их состояния в режиме он-лайн. Созданы объективные предпосылки применения адаптивного управления запасами. Однако принципы и методы такого управления разработаны недостаточно.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего развития теории управления товарно-материальными запасами применительно к машиностроительному производству, функционирующему в условиях нестабильной внешней экономической среды.
Существование неразработанных научно-методических вопросов в области управления запасами особенно на основе концепции адаптивного управления определили выбор объекта, предмета, постановку целей и задач данного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических методов концепции адаптивного управления товарно-материальными запасами на предприятиях машиностроения для поддержания экономически оправданного уровня этих запасов в условиях нестабильной внешней экономической среды.

Следующим видом моделей управления запасами является модель с фиксированным размером заказа ресурсов (Q = const, τ = var).  Машиностроение. Электротехника.

В соответствии с поставленной целью были определены и решались следующие задачи:
исследовать современное состояние проблемы управления товарно-материальными запасами на машиностроительных предприятиях и выявить наиболее значимые факторы, сдерживающие оборачиваемость оборотных средств в запасах;
предложить расширенную классификацию товарно-материальных за-
пасов и систему их кодирования, предназначенные для формирования группировок запасов, обладающих схожими свойствами и подчиняющихся общим правилам при их планировании и регулировании;
разработать метод диагностики состояния товарно-материальных запасов и выявления «критических» группировок запасов по двум критериям: качественному и количественному, исходя из принципов стоимостного анализа и контроллинга;
выполнить анализ известных логистических моделей управления запасами и разработать рекомендации по применению принципов адаптивного управления запасами на основе современных компьютерных средств учета, анализа и контроля их состояния;
разработать модель и алгоритм управления одноцикловыми запасами на машиностроительном предприятии применительно к условиям реализации инвестиционных проектов;
разработать модель и алгоритм управления многоцикловыми запасами на машиностроительном предприятии применительно к серийно потребляемым товарно-материальным ценностям с использованием элементов адаптивного управления;
разработать организационные аспекты внедрения адаптивного управления запасами для современных условий деятельности машиностроительных предприятий.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются машиностроительные предприятия со смешанным типом производства. Предметом исследования выступают методы и инструменты управления товарно-материальными запасами в логистической системе предприятия в ее взаимодействии с внешними агентами: поставщиками, транспортными организациями и коммерческими структурами.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили положения таких научных дисциплин как экономическая теория, финансово-экономический и стоимостный анализ, контроллинг, производственный и операционный менеджмент, логистика, теория управления имуществом, экономическая статистика и др. В процессе исследования использовались теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области математического моделирования в теории логистики, управления запасами, гибкого адаптивного управления производственно-сбытовыми системами. В работе использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность предприятий в Российской Федерации.
Исследования проводились с применением методов финансового анализа, контроллинга, стоимостного анализа, методов математической статистики, методов оптимизационного моделирования.
В качестве информационной базы были использованы данные Федеральной службы по государственной статистике (Росстата), обзорно-аналитические статьи, опубликованные в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров, открытые материалы ряда промышленных предприятий и информация в сети интернета.
Научная новизна работы. В процессе исследования получены следующие теоретические результаты, определяющие его научную новизну и являющиеся предметом защиты:
Предложены расширенная классификация товарно-материальных запасов и система их кодирования, которые служат методическим инструментом для формирования однородных группировок запасов при решении задач перспективного и оперативного планирования, а также регулирования уровня запасов на машиностроительном предприятии.
Разработан метод анализа и диагностики состояния товарно-материальных запасов, позволяющий выявить «критические» группы и позиции в номенклатуре ТМЦ по двум экономическим критериям: качественному и количественному, опирающийся на методологию стоимостного анализа и контроллинга.
Разработаны математическая модель и алгоритм управления одно-цикловыми запасами с использованием вероятностного подхода при оценке риска дефицита, предназначенные для решения задач ресурсного обеспечения инвестиционных проектов на машиностроительных предприятиях.
Разработаны математическая модель и алгоритм управления многоцикловыми запасами, оптимизирующие уровень групповых, наиболее весомых запасов по минимуму логистических издержек в границах плановых (месячных) периодов и учитывающих накладываемые ограничения в производственной и логистической деятельности машиностроительного предприятия.
Разработаны модель и алгоритм оперативного регулирования запасов и закупок по позициям номенклатуры ТМЦ с использованием результатов предшествующего мониторинга показателей пополнения запасов и выполнения заказов в режиме гибкого, адаптивного управления.
П

В данном случае - можно использовать ПМК «1С:Машиностроение» и подсистему управления запасами: компоненты «1С:Управление  Функциональная модель 1С:Машиностроение + 1С:PDM Управление инженерными данными (демобаза).

2. Типы моделей управления запасами 5. 3. Детерминированные модели 8. 3.1. Однопродуктовая статическая модель 9.  Любая модель управления запасами, в конечном счете, должна дать ответ на два вопроса

3.2 . Имитационная модель управления запасами и система контроля запасов на складе «БМЗ-Дизель».  81. Нагапетьянц H.A. Совершенствование материально-технического снабжения в машиностроении.