Недостатки национальной платежной системы россии

Комментарий Закона № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".  ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных  Преимущества и недостатки электронных денег.

Актуальные задачи наблюдения за платежными системами
Поддерживая общее мнение о важности скорейшего выхода закона "О национальной платежной системе", мне хотелось бы акцентировать внимание на тех положениях законопроекта, которые связа­ны с наблюдением и надзором в национальной платежной системе (НПС), коснуться актуальных задач текущей деятельности Банка России в этой области, а также дать общее представление о проведении мониторинга за небанковскими операторами розничных платежных услуг.
Функция наблюдения (Payment System Oversight) в терминологии Банка международных расчетов (БМР) призвана ответить, в какой мере создаваемые или действующие платежные системы являются безопасными и эффективными. Следуя законопроекту "О национальной платежной системе", можно отметить, что наблюдение за платежными системами раскрывается в следующих категориях:
надзор в НПС;
наблюдение в НПС;
объекты наблюдения и надзора;
способы определения объектов;
деятельность по наблюдению;
приоритеты;
совместное наблюдение.
Надзор в НПС - это контроль за соблюдением организациями, осуществляющими деятельность в рамках данной системы, требований законодательства, нормативных и иных документов, и приме­нение мер воздействия за их несоблюдение, в том числе принудительных.
Наблюдение в НПС - стимулирование организаций, осуществляющих деятельность в НПС, следование рекомендуемым международным и национальным стандартам по организации и функционированию платежных систем в целях повышения уровня их эффективности и надежности. Подход, используе­мый в законопроекте, позволяет разделить наблюдение за платежными системами на две компонен­ты: деятельность по надзору за отдельными организациями - институциональными элементами НПС и деятельность, направленную на стимулирование повышения уровня безопасности и эффективности платежных систем в целом.
Объектами надзора выступают организации, входящие в институциональный состав НПС: операторы платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры и платежных систем. В свою очередь объектами наблюдения операторов являются платежные системы, взаимные связи инфраструктуры платежных систем, платежные инструменты, применяемые в платежных системах.
Способами определения объектов надзора и наблюдения является регистрация или лицензирование операторов или самих платежных систем.
Деятельность по наблюдению за платежными системами можно охарактеризовать как функцию цент­рального банка, в рамках которой цели надежности и эффективности достигаются путем мониторин­га существующих и планируемых систем, оценки их соответствия этим целям и, если необходимо, инициирования изменений.

«ПРО100» (читается «просто́») — российская платёжная система, использующаяся в банковских картах. Оператором системы ПРО100 является компания ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО «УЭК»).

В соответствии с положениями законопроекта "О национальной платежной системе" приоритетными направлениями деятельности по наблюдению за платежными системами являются:
наблюдение за системно значимыми платежными системами;
наблюдение за социально значимыми платежными системами;
наблюдение за другими значимыми элементами инфраструктур финансового рынка.
Системно значимые платежные системы - системы, проблемы в функционировании которых могут оказывать влияние на возникновение рисков в других платежных системах, способствуя тем самым зарождению кризисных ситуаций системного характера и вызывая серьезные экономические последствия.
Социально значимые платежные системы - системы, проблемы в функционировании которых могут подорвать доверие населения и организаций к платежным системам как механизму совершения без­наличных платежей.
Другие значимые элементы инфраструктуры финансового рынка:
центральные контрагенты;
центральные депозитарии.
Законопроектом предусмотрена возможность проведения за трансграничными платежными систе­мами совместного наблюдения уполномоченными органами, регулирующими различные сегменты финансовых рынков как на национальном, так и на международном уровнях. Недостатки в работе Системы расчетов по ценным бумагам (СРЦБ) могут вызвать системные сбои на фондовых рынках и в других платежных системах и системах расчетов. Финансовые или операционные проблемы любого учреждения, выполняющего важные функции в процессе расчетов в СРЦБ могут привести к сильному давлению на ликвидность или потерям других участников. Сбой в процессе расчета по ценным бума­гам может распространиться на платежные системы, которыми пользуется СРЦБ. В связи с этим за их деятельностью должно быть установлено совместное наблюдение со стороны органов, регулирующих операции на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) и центральных банков.
В качестве возможного примера совместного наблюдения, который целесообразно было бы осущест­вить в России, можно привести наблюдение за инфраструктурами фондового рынка групп ММВБ и РТС. Указанные группы наряду с организацией самой торговли ценными бумагами проводят расчеты на крупные суммы, в том числе через платежную систему Банка России. С учетом изложенного, на­блюдение за ними нужно проводить совместно: Банком России и Федеральной службой по финансо­вым рынкам (ФСФР России), а между указанными ведомствами наладить взаимодействие по обмену информацией о деятельности расчетных систем, совместному проведению оценки их деятельности на соответствие международным стандартам и при необходимости инициированию изменений в порядке их деятельности.

Пока национальная платежная карта МИР (Made In Russia:)) имеет ряд серьёзных недостатков.  5 Картой МИР можно расплатиться только в России. Для зарубежных расчётов потребуется кобейджинговая карта с другой платежной системой.10 января 2016

В части совместного наблюдения за трансграничными розничными платежными системами предпо­лагается организация совместного наблюдения с иностранными центральными банками стран, где зарегистрированы указанные платежные системы.
На сегодняшний день актуальными задачами Банка России в области наблюдения являются:
- взаимодействие с крупнейшими розничными системами платежных карт и инфраструктурами финансового рынка;
- проведение оценки указанных систем на соответствие международным стандартам;
- продвижение законопроекта "О национальной платежной системе".
В рамках взаимодействия с розничными системами платежных карт Банком России регулярно орга­низуются рабочие встречи с международными системами "Visa" и "MasterCard", а также с отечест­венной системой "Золотая корона". Указанные встречи представляют собой консультации по вопро­сам адаптации их внутренних правил и регламентов к требованиям, закладываемым в законопроекте "О национальной платежной системе".
Банком России проводилось анкетирование ряда ключевых розничных платежных систем по вопросам соответствия международным стандартам. По результатам анализа полученных ответов была прове­дена работа по инициированию изменений в правилах и процедурах некоторых платежных систем.
Помимо розничных платежных систем Департамент активно взаимодействует с крупнейшими инфраструктурами рынка ценных бумаг (группами ММВБ и РТС). Результатами регулярных контактов с указанными биржевыми группами являются подготовка периодических изданий Банка России "Пла­тежные и расчетные системы", серия "Анализ и статистика", и публикации по методологии Банка меж­дународных расчетов "Платежные системы России" (Красная книга). Кроме того, данным биржевым группам, так же как и розничным платежным системам были направлены вопросы, ответы на которые позволили провести первичную оценку соответствия правил платежной системы и действующей за­конодательной базы в области расчетов по ценным бумагам международным стандартам.
Несколько лет назад Комитетом по платежным и расчетным системам БМР совместно с Техничес­ким комитетом Международной организации комиссий по ценным бумагам разработаны ключевые принципы для системно значимых платежных систем, рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам и рекомендации для центральных контрагентов. Указанные принципы представляют собой международные стандарты, и оценка платежных и расчетных систем на соответствие им позволя­ет регулирующим органам определить степень надежности и эффективности оцениваемых систем. В ряде стран для платежных систем, являющихся системно значимыми, следование указанным стан­дартам вменено в обязанность на уровне законодательства.
В целях дальнейшего продвижения законопроекта "О национальной платежной системе" с учетом мнения различных общественных и ведомственных организаций о необходимости регулирования одной из наиболее инновационной сфер расчетов с использованием, так называемых, электронных денег, перед Банком России стоит задача уже сегодня разработать подзаконный нормативный акт, регулирующий деятельность операторов электронных денег.
На сегодняшний день операторы электронных денег, к примеру, такие как "Яндекс.Деньги", функци­онируют на рынке в форме юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. Учитывая значительный масштаб оказываемых ими платежных услуг преимущественно физическим лицам (объ­ем выпуска у крупнейших операторов составляет порядка 800 млн. рублей), указанный вид деятель­ности должен подлежать контролю со стороны регулирующих органов. Предполагается, что таким регулятором может стать Банк России. Уже сегодня Департамент регулирования расчетов совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора и Департаментом лицензирования деятель­ности и финансового оздоровления кредитных организаций разрабатывает концепцию упрощенной регистрации, регулирования и надзора за операторами электронных денег, которые будут регистри­роваться в форме небанковских кредитных организаций и подлежать банковскому пруденциальному надзору.
Уже сегодня Банк России осуществляет мониторинг за небанковскими операторами платежных услуг.
Объектами мониторинга являются следующие организации, функционирующие в различных сегментах:
в сети Интернет - "Яндекс.Деньги", группа компаний "WebСreds" и др.;
в сетях мобильной связи - ОАО "ВымпелКом", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", "Мегафон" и др.;
по приему наличных денежных средств - ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (ОСМП), группа компаний "Киберплат", ФГУП "Почта России" и др.;
в области оказания ломбардных услуг - например, НО НП "Лига ломбардов";
в области организации розничной платежной инфраструктуры - например, процессинговые цен­тры - ЗАО "Компания объединенных кредитных карточек", группа компаний "Рукард" и др.
Целями мониторинга являются: получение на посто

2011: Закон 161-ФЗ "О национальной платежной системе". 2012: ЦБ - регулятор рынка.  «Недостатки законодательства создают возможности для формирования иных элементов платежной системы, которые, не нарушая закон, несут в себе риски

Прогноз рейтинга банков России [РФ]. Сравнение пенсионных систем и их типов: России, Украины  15 ноября 2010 года в Госдуму был внесен закон «О национальной платежной системе».

В 2011 году в России был принят Федеральный закон №161-ФЗ "О национальной платежной системе"  Достаточно почитать отзывы «бывалых» клиентов, из которых можно понять преимущества и недостатки системы, в том числе те проблемы