Нормы банковского права примеры

Курс лекций – Банковское право. Часть 1. Банковское кредитование. 2010 г. – 185 с. Содержание.  Во-первых, норма п. 2 ст. 819, как уже отмечалось, является отсылочной и выступает примером особого юридико-технического приема, способом

1.4. Система и источники финансового права
Система
финансового права – совокупность достаточно обособленных, но
взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и
развивающихся в рамках финансового права как отрасли права [1].
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность го­сударства, группируются внутри отрасли финансового права в опре­деленные правовые институты и подотрасли. Институты – это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определен­ной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права – бо­лее крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая нескольно институтов пра­ва. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изу­чения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Финансовое право состоит из двух частей: об­щей и особенной.
К общей части финансового права относятся: нормы, регули­рующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществ­ляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых право­отношений и вопросы регулирования финансо­вого контроля в Российской Федерации.
Особенная часть финансового права включает в себя располо­женные в определенном научно обоснованном порядке и логиче­ской последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основ­ной подотраслью финансового права является бюд­жетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются ос­новные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и мест­ного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Бюджет – это доходы и расходы государства, поэтому естест­венно, что самостоятельный раздел финансового права – государ­ственные доходы, где основные нормы – это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важ­нейшую подотрасль финансового права. К доходам государства от­носятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы го­сударства необходимо не только аккумулировать доходы в центра­лизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт рас­ходов в государстве. К нему относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт дохо­дов, и как институт расходов в государстве

Норма права - своеобразный "кирпичик", из которого складывается здание правовой системы государства.  Рынок банковских продуктов и услуг в РФ на примере банка ООО «Хоум Кредит энд Финан Банк».

Поскольку финансовая деятельность – это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то система фи­нансового права представлена институтом (группа правовых норм) «деньги и денежное обращение» и валютным регулированием.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расче­ты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Един­ство финансовой системы выражается в общем построении систе­мы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особен­ностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отноше­ний и финансово-правовых институтов, рассматривается финансо­вый контроль и дается сравнительная характеристика основных фи­нансово-правовых институтов других государств.
В особенной час­ти финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансово­го права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве [2].
Под источниками финансового права понимается способ внешне­го выражения правовых норм. Источниками финансового права являются законы и иные нор­мативные акты представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.
Основным источником финансового права в Российской Фе­дерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся.
1. Конституция Российской Федерации [1]. Многие ее нормы имеют прямую финансо­во-правовую направленность: норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные на­логи и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливаю­щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщи­ка, обратной силы не имеют; норма ст. 75 ч. 3, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин­ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав­ливаются федеральным законом; нормы ст. 71 пп. «ж» и «з», закреп­ляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ст. 75 ч. 4, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; норма ст. 101 ч. 5, наделяющая Счетную палату пра­вом контроля за исполнением федерального бюджета; норма ст. 104 ч. 3, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене нало­гов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных зай­мов, об изменении финансовых обязательств государства, другие за­конопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения Правительства РФ; норма ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопро­сам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния, денежной эмиссии; норма п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен­ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде­рального бюджета.

4> См.: Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. М., 2004.  Проиллюстрируем сказанное на примере казахстанского законодательства.  МТП иные, соответствующие международной банковской практике, нормы, придав им

2. Финансово-правовые нормы, содержащиеся также в законода­тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах, в числе которых Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющий компе­тенцию и порядок деятельности органа государственного финан­сового контроля.
3. Налоговый кодекс РФ, регу­лирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сбо­ров в Российской Федерации, а также отношения по поводу налого­вого контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения, и бюджетный кодекс РФ, который регулирует отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и осуществления государственных и муниципальных заимство­ваний, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
4. К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принима­ются в пределах компетенции данного субъекта в области финан­сов. Например, Закон Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» [3].
5. Среди нормативных правовых актов как источников финан­сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре­гулирования весьма разнообразны. Указы Президента РФ в сфере финансов носят преимущественно организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере фи­нансов. Например, Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению го­сударственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г [4].
6. Постановления Правительства РФ являются источ­никами финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопро­сам государственных финансов велико. В частности, это постановле­ния, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу­дарственных ценных бумаг и т.п. Источниками финансового права, аналогично федеральному уровню, являются акты органов исполнительной влас­ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
7. Ведомст­венные нормативные правовые акты, основное место среди которых занимают инструкции и письма Министерства финансов РФ, а также Федеральной таможенной службы.
Все ведомственные финансово-правовые акты должны прини­маться на основе и во исполнение законов.
В качестве источни­ка финансового права, помимо нормативного правового акта, можно выделить норма­тивный договор. В данном случае в качестве источника финансово­го права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообло­жения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации

«Ведомости Верховного Совета СССР» 1957 г. № 4, ст. 85. Нормы права имеют общий характер: органы, осуществляю  Примеры из области применения норм ГК в практике арбитражных органов вообще являются не подходящими в данном случае в

1. ст. 1 Конституции РФ: РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство . 2. ст. 19 ГК РФ: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем .

привести примеры.  НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ - нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой