Зарубежный опыт улучшения инвестиционного климата

Зарубежный опыт сопоставлений инвестиционного климата различных стран.  28. Инвестиционный климат регионов России:Опыт оценки и пути улучшения. - ТПП РФ и "Альфа-Капитал", апрель 1997.

Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации - создание индустриальных парков и технопарков
1. Введение
Реальный успех модернизации и инноваций требует формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего их выгодность бизнесу.
Социальные риски модернизации.Прямым следствием модернизации является рост производительности труда и сокращение старых рабочих мест (производительность труда в России отстает от стран развитого мира в среднем от 3 до 5 раз). Как показывают опросы, технологическое и техническое перевооружение российских производств ведет к росту производительности труда также в среднем от 3 до 5 раз. По данным Академии Народного Хозяйства при Правительстве России (далее – АНХ), в настоящее время в «негосударственном несырьевом секторе», который обеспечивает наибольший спрос на рабочую силу, занято 51,7 млн. человек, а производительность труда в нем в среднем в 3,9 раза ниже, чем в странах Европейского Союза. Это означает, что если бы производительность труда выросла до среднеевропейского уровня, то в негосударственном несырьевом секторе экономики осталось бы без работы 38 млн. человек.
Поэтому, социально безопасный процесс модернизации требует опережающего создания новых высокопроизводительных рабочих мест, что означает создание, прежде всего, частным бизнесом десятков тысяч (1*) новых, конкурентоспособных производств. Этого можно достигнуть только за счет принципиального улучшения инвестиционного климата.
Международная конкуренция юрисдикций.Как показывают регулярные международные обзоры и рейтинги, Россия находится в непривлекательной, с точки зрения инвестиционного климата, группе стран. Помимо худших показателей по сравнению с развитыми государствами, Россия проигрывает и конкурентам на мировом рынке прямых инвестиций — Китаю, Индии, Бразилии.
Создание единого таможенного пространства (ЕТП) России, Беларуси, Казахстана имеет своим следствием прямую инвестиционную конкуренцию национальных юрисдикций. Сравнение показывает, что на текущий момент по такому ключевому фактору инвестиционного климата как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает Казахстану: НДС - 12% (у нас - 18%), НДФЛ - 10% (у нас - 13%), налог на прибыль организаций - 15% (у нас - 20%), социальный налог 21% (у нас - 26%, будет - 34%). Кроме того, доступность финансирования, доступность рабочей силы, доступность инфраструктуры, административная среда для инвестиций более благоприятны в Казахстане по сравнению с Россией. Прямым следствием такой ситуации будет естественный переток инвестиционных ресурсов и создание новых несырьевых производств в юрисдикции с наилучшими инвестиционными условиями.

Скачать бесплатно презентацию на тему "Улучшение делового и инвестиционного климата: опыт субъектов Российской Федерации Руслан Гулидов руководитель КГБУ «Агентство регионального развития» Вторая." в формате .ppt (PowerPoint).

Поэтому, обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует принципиального улучшения инвестиционного климата.
Экономическая оправданность инновационного развития.Для экономической оправданности инновационного развития также необходим благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий спрос на инновации и индустриальную базу их воплощения. В противном случае, даже если России удастся стать одним из лидеров в инновационной сфере (например, успешно реализовав Сколковский проект или проект РОСНАНО), однако при этом, не улучшив инвестиционного климата, то создаваемые в России инновации станут интеллектуальным сырьем для развития иностранных компаний и экономик, а не ресурсом развития российских производств. Российские инновационные достижения будут создавать зарубежный ВВП, а также занятость и налоги в других странах (в лучшем случае мы будем продавать патенты, а не товары). Более того, как показывает международный опыт, в долгосрочной перспективе неблагоприятный инвестиционный климат, порождающий отсутствие или невозможность создания собственной индустриальной базы, приводит к перетеканию интеллектуального потенциала в инвестиционно благоприятные места.
Таким образом, модернизация старых и создание новых производств, прямая инвестиционная конкуренция национальных юрисдикций, экономическая оправданность инновационного развития требуют кардинального улучшения инвестиционного климата.
Региональный уровень улучшения инвестиционного климата. Как показывает международный опыт и российская практика создания инвестиционного климата, большая область мер в этом вопросе находится на региональном уровне, а эффективность усилий регионального уровня власти и персонально главы региональной администрации могут иметь решающее значение при выборе прямыми инвесторами места территориальной локализации своих производств и иных инвестиций. Анализ и оценка, как наилучшей (Приложение 1), так и наихудшей (Приложение 2) практики привлечения инвесторов и создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, позволяет выделить, сформулировать и объединить в рамках модельной программы комплекс мер, практическая реализация которых способна обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата. При разработке модельной программы учитывался также наилучший международный опыт улучшения инвестиционного климата.
Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации (далее - Программа) нацелена на улучшение инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, способствующее притоку прямых иностранных и российских инвестиций в широком спектре производственной деятельности, опережающему вводу производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест, увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких производств. Программа предполагает проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, стимулированию спроса, активизации государственных, предпринимательских и общественных усилий по развитию экономики субъекта Российской Федерации, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, развитию источников финансирования инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.

П.Порошенко рассказал об улучшении инвестиционного климата в Украине. Добавлено: 2016-01-11 21:29:36.  С опытом немецких инвесторов в Украине Глава государства ознакомился во время посещения общества с ограниченной11 января 2016

2. Цель и задачи Программы
Цель: улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, обеспечивающее опережающее создание новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, рост объемов производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Задачи:
формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;
снижение административных барьеров;
формирование механизмов стимулирования спроса на продукцию;
формирование механизмов налогового стимулирования инвестиций;
формирование и развитие кластеров в соответствии с конкурентными преимуществами субъекта Российской Федерации;
формирование механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;
формирование благоприятных условий для трансферта и внедрения инновационных технологий, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;
формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.
3. Основные направления и механизмы реализации Программы
Меры по улучшению инвестиционного климата субъекта Российской Федерации реализуются по следующим основным направлениям:
создание благоприятной для инвестиций административной среды;
создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;
формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
налоговое стимулирование инвестиций;
формирование привлекательных тарифных условий дляинвестиций;
обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;
кадровое обеспечение инвестиций.
3.1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды.
Для создания административной среды, способствующей привлечению инвестиций, проводятся следующие мероприятия.
3.1.1. Создание в субъекте Российской Федерации постоянно действующего совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Совет возглавляет Губернатор, состав формируется из руководителей профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.
3.1.2. Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации (включая предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
3.1.3. Создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (далее - Агентства). Основными функциями Агентства являются: повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Российской Федерации; регулярный поиск и привлечение инвесторов; разработка перспективных направлений инвестиций; создание проектных команд по поддержке конкретных инвестиционных проектов; системная поддержка реализуемых инвестиций; выработка предложений по улучшению инвестиционного климата. Наблюдательный совет Агентства возглавляет Губернатор.
3.1.4. Принятиеинвестиционной декларации и регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Выполнение разрешительных и согласовательных процедур силами Агентства с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами государственного и муниципального контроля (надзора) и регулирующими службами, организациями естественных монополий.
3.1.5.Проведение аудита административных процедур и функций органов государственной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения.
3.1.6. Разработка и принятие Закона субъ

Опыт Череповца будут рекомендовать для улучшения инвестиционного климата в России 10:38 18.07.2014 466 11.  Вологодская область одной из первых в стране разработала и внедрила региональный инвестиционный стандарт.

В области улучшают инвестиционный климат. Автор Яррегион. Суббота, 20 Декабрь 2014 11:26.  – В Ярославской области накоплен хороший опыт по улучшению условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на

опыт (например, опыт ЮАР) показывает, что имиджевая составляющая инвестиционного климата страны имеет значение, и  б) как и в случае 2.2, улучшать имидж можно только в связке с улучшением инвестиционного климата.