Организация банковского контроля за операциями клиентов

В январе Банк России обнародовал письмо от 31.12.14 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» (далее — рекомендации по контролю транзитных операций).28 апреля 2015

Развитие инфраструктуры банковских платежных агентов — это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов. Но привлечение банковских платежных агентов, кроме явных преимуществ, имеет и свои проблемы, а именно: необходимость для кредитной организации осуществлять контроль за деятельностью агента. В статье рассматриваются некоторые из методов данного контроля, в частности контроль за идентификацией клиента, контроль за использованием специального банковского счета и контроль за использованием кассового чека.
Деятельность банковского платежного агента регулируется действующими федеральными законами и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации. Основным федеральным законом, регулирующим правовые и организационные основы национальной платежной системы (частью которой являются банковские платежные агенты), порядок оказания платежных услуг (в т.ч. осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельности субъектов национальной платежной системы), а также определяющим требования к организации и функционированию платежных систем и порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе, является Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон об НПС).
Согласно ст. 3 Закона об НПС банковский платежный агент — это юридическое лицо, за исключением банков, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банком в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом об НПС.
Банковские платежные агенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств (ст. 4 Закона об НПС), субагенты участвуют на основании договора между банковским платежным агентом и субагентом.
Согласно ст. 14 Закона об НПС банковский платежный агент привлекается кредитной организацией на основании договора к следующей деятельности:
1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;
2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;
3) для проведения идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

основных банковских операций и организации деятельности банка на всех этапах их  Бычков, В.П., Москвин, В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: [Текст]  банками контроля за проведением валютных операций [Электронный

Банковский платежный агент привлекается кредитной организацией на основании договора при одновременном соблюдении следующих требований (согласно ст. 14 Закона об НПС):
1) осуществления банковским платежным агентом деятельности от имени кредитной организации;
2) проведения банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета;
3) использования банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;
4) подтверждения банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека;
5) предоставления банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной Законом об НПС;
6) применения банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Деятельность банковского платежного агента контролируется кредитной организацией, а также налоговыми органами.
Деятельность банковского платежного агента, кроме Закона об НПС, регулируется иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, в том числе:
1) Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о ПОД/ФТ);
2) Положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
3) Указанием ЦБ РФ от 14.09.2011 № 2693-У «О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов».
Ответственность кредитной организации
Ответственность кредитной организации за несоблюдение банковским платежным агентом требований договора и законодательства установлена в Законе об НПС и в Законе о ПОД/ФТ.
Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет Банк России. Согласно положениям главы 5 Закона об НПС Банк России располагает широким набором инструментов по организации контроля за деятельностью кредитной организации и привлечению ее к ответственности за допущенные нарушения, в том числе за несоблюдение банковскими платежными агентами установленных норм законодательства в части функционирования платежной системы.

Дмитрий Скобелкин: Сведения о клиентах кредитных организаций, которым отказано в заключении договора банковского счета (вклада), в  Будет ли особый контроль за операциями с участием компаний из Армении с учетом ее вступления в ЕАЭС?24 марта 2015

При этом Банк России может привлекать кредитную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ), «неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
Согласно ст. 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Закона о ПОД/ФТ кредитная организация несет ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ответственность банковского платежного агента
Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.
Ответственность банковского платежного агента за несоблюдение требований законодательства, нормативно-правовых документов Банка России и условий договора с кредитной организацией установлена договором, заключаемым банковским платежным агентом с кредитной организацией. Указанный договор содержит необходимые требования законодательства в сфере действия Закона об НПС. Несоблюдение банковским платежным агентом условий договора с кредитной организацией и законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может повлечь привлечение банковского платежного агента к ответственности, в том числе к уголовной.
Методы контроля за идентификацией клиента
Кредитная организация осуществляет контроль за деятельностью банковского платежного агента в части своевременности, полноты и правильности проведения идентификации клиентов (обратившихся лиц) в целях соблюдения требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в том числе с точки зрения соблюдения соответствующих требований Закона об НПС и Закона о ПОД/ФТ.
Указанный контроль реализуется кредитной организацией на основании договора, заключенного между ней и банковским платежным агентом. Реализация кредитной организацией контроля за деятельностью банковского платежного агента осуществляется на разных стадиях, в том числе на стадии предварительного контроля, текущего контроля, последующего контроля.
В рамках формирования отчетности по форме 0409602 «Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации» кредитная организация вносит в указанную отчетность информацию и сведения о банковском платежном агенте.
При наличии у банковского платежного агента нескольких действующих договоров в отчетность вносятся данные обо всех таких договорах.
Если договор между кредитной организацией и банковским платежным агентом уже заключен, но банковский платежный агент не приступил к обслуживанию клиентов, информация о договоре с банковским платежным агентом вносится в отчетность (форма 0409602).
Если договор между кредитной организацией и банковским платежным агентом заключен (не расторгнут), но банковский платежный агент не осуществляет обслуживания клиентов и не имеет возможности обслуживания клиентов, в том числе у него нет технической возможности получения доступа к информационной системе кредитной организации (доступ не будет восстановлен), информация о таком договоре с банковским платежным агентом не вносится в отчетность (форма 0409602). Аналогично кредитная организация не включает в отчетность (форма 0409602) информацию о банковских платежных агентах, договоры с которыми были ею расторгнуты.
Кредитная организация использует контрольную процедуру в виде формирования отчетности «Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации» (форма 0409602) для отправки в Банк России в качестве реализации предва

кредитная организация после 01.01.2015 при обращении за получением банковской услуги клиента – ИП, предъявляющего  По вопросам, связанным с осуществлением обязательного контроля за операциями по расходованию денежных средств 2 марта 2015

Банковские операции >> О банках >> О повышенном контроле за отдельными операциями клиентов.  Факт несовпадения в представленных клиентом кредитной организации для оформления паспорта сделки документах и информации сведений с

• Положение ЦБ РФ № 242П Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах  Каждый сотрудник банка при осуществлении операций на финан совом рынке обязан ставить интересы клиентов банка и самого