Модели в финансовом менеджменте

Финансовый менеджмент (управление финансами субъекта хозяйствования) – это  Тренором, Д. Линтером и Я. Моссином) в 1964 г. изложил основные положения модели ценообразования на капитальные активы (Capital Asset Pricing Model, САРМ).

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Приемы финансовогоменеджмента
2. Методы финансовогоменеджмента
3. Модели финансовогоменеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Финансы являютсяосновным показателем, характеризующим конечные результаты деятельностипредприятия. Количественные и качественные показатели финансового состоянияфирмы определяют его место на рынке, способность функционировать вэкономическом пространстве, перспективы развития. Все это определяет ключевуюроль управления финансами в общем процессе управления экономикой.
В настоящее время, вусловиях нестабильной экономической ситуации, хозяйствующие субъектысталкиваются с множеством проблем, в том числе высоким уровнемнеопределенности. В этих условиях финансовый менеджмент выступает одним ихглавных элементов управления предприятием, а знание его теоретических основявляется необходимостью, что и определяет актуальность данной работы.
Тема работы – приемы,методы, модели, применяемые в финансовом менеджменте.
Объектом исследованияявляются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов,возникающие в сфере хозяйственной деятельности субъектов экономики.
Предметом исследованияявляются базовые понятия финансового менеджмента – методы, модели, приемы.
В соответствии с цельюи актуальностью определена цель работы – изучить теоретические основыфинансового менеджмента.
В соответствии с цельюсформулированы следующие задачи: рассмотреть основные приемы финансовогоменеджмента и дать характеристику их основным видам; изучить методы финансовогоменеджмента и описать их основные группы; рассмотреть основные виды моделей,используемых в финансовом менеджменте.
1. Приемы финансового менеджмента
Финансы предприятийпредставляют собой опосредованную в денежной форме совокупность экономическихотношений, которые возникают в процессе образования, распределения,использования денежных средств[1].Финансовый менеджмент представляет собой управление движением финансовыхресурсов и регулирование финансовых отношений[2].
В основе движенияфинансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому общим содержанием всехприемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные соборотом капитала, а также с движением денег.
Таким образом, приемыфинансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежныхотношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели[3].
По направлениямдействия приемы финансового менеджмента можно разделить на следующие группы:

Глава 12 МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ. 121 Понятие финансового управления и его задача.  Рис 122 Основные задачи финансового управления. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов

- приемы,направленные на перевод денежных средств;
- приемы,направленные на перемещение капитала для его прироста;
- приемы,носящие спекулятивный характер (или спекулятивные операции);
- приемы,направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.
Приемы по переводуденежных средств включают приемы, связанные с расчетами за купленные товары, работы,услуги; их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажейэтих товаров. При изучении приемов данной группы следует рассмотреть понятиерасчетов, которые представляют собой систему организации и регулированияплатежей по денежным требованиям и обязательствам; их основное назначениезаключается в обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
Существуют следующиеосновные формы расчетов: наличные и безналичные, которые могут функционироватьтолько в органическом единстве[4]. Наличныерасчеты – это налично-денежные расчеты денежными единицами. Безналичные расчетывключают расчеты с помощью кредитных и дебитных карточек, смарт-карты; платежныепоручения; инкассо; документарный аккредитив; расчеты чеками, а также расчеты виных формах, предусмотренные законом, банковскими правилами и применяемыми впрактике обычаями делового оборота.
Под перемещениемкапитала для его прироста понимается инвестиционная сделка, связанная, какправило, с долгосрочным вложением капитала, поэтому приемы, направленные наперемещение капитала, представляют собой способы осуществления его прироста,способы получения дохода на капитал в форме его прироста. К основным приемамданной группы относятся: депозит, рента, лизинг, селинг, факторинг,франчайзинг, овердрафт и множество других. Рассмотрим некоторые из них.
Депозит представляетсобой вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Он являетсяисточником банковского кредитного капитала, используемого для выдачи кредитов,проведения факторинговых операций, осуществления инвестиций и других операций,поэтому депозит оплачивается банком.
Рента представляетсобой это регулярно получаемый доход на капитал, облигации, имущество, нетребующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности.
Лизинг – это формадолгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования,транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, заисключением земельных участков и природных объектов. По сути, лизингпредставляет собой форму материально-технического снабжения с одновременнымкредитованием и арендой.
Франчайзинг – это видотношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаётдругой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на осуществлениеопределённого вида бизнеса, с использованием разработанной системы его ведения.

5.3. Методы прогнозирования основных финансовых показателей. 5.3.1. Методы экспертных оценок.  5.6. Моделирование в финансовом менеджменте. Дескриптивные модели (Descriptive Models).

Разновидностьюторгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств,является факторинг. Он представляет собой инкассирование дебиторскойзадолженности покупателя, а также является специфической разновидностью краткосрочногокредитования и посреднической деятельности.
Спекулятивная операция –это краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах)покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит.Основными приемами, относящимися к спекулятивным операциям, относятся: репорт;депорт; операции с курсовыми разницами; операции своп; валютный арбитраж;процентный арбитраж; валютная спекуляция.
Под приемами,направленными на сохранение способности капитала приносить высокий доход, понимаютсяприемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенностихозяйственной ситуации[5]. Кданной группе относятся такие приемы, как страхование и залог. Страхование –это система экономических отношений, включающая образование специального фондасредств (страхового фонда) и его использование (распределение иперераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба,вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплатыстрахового возмещения и страховых сумм. Залог является способом обеспечениявыполнения обязательств перед кредитором.
Таким образом, внастоящей главе были рассмотрены основные приемы финансового менеджмента иохарактеризованы основные из них.2.Методы финансового менеджмента
Метод, как инструмент,с помощью которого изучается предмет финансового менеджмента, или происходитуправление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается каксистема теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных)концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управленияфинансовой деятельностью субъектов хозяйствования[6].
На ранних этапахразвития бизнеса управление финансами предприятий осуществлялось в основном наоснове интуиции и опыта менеджеров, без применения формализованных методов. Помере усложнения характера деловых отношений (роста числа компаний, отраслей,ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур управления идругих факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средстваобработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов врежиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективныхвариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, чтопроцесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее времяв большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.
Любаясоциально-экономическая система, к каковым относится и любое предприятие,представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-завоздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе,носящих субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управленияфинансами можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого иформализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания неформализуемого и формализуемогоявляется одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, ифинансами в частности.
Методы финансовогоменеджмента условно можно разделить на три группы: общеэкономические методы;инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений;специальные методы[7].Рассмотрим их общую характеристику.
К группе экономическихметодов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, системакассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, системафинансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, системапроизводства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общаялогика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность ихисполнения задаются централизованно в рамках системы государственногоуправления, а вариабельность их применения ограничена.
В группуинструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования,факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы.Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансовогоменеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методыпрогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткуюхарактеристику.
Под факторным анализомпонимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации иоценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе факторного анализа целью исследователяявляется идентификация факторов, оказывающих позитивное или негативное влияниена результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры,способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия другихфакторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано

Между тем принцип временной ценности денег ( time-value of money) является одним из фундаментальных в финансовом менеджменте.  В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные

Учебная программа пo курсу "Финансовый менеджмент" отрaжaет содержание и основные методические подходы к изучению одноимённoго курса, изучаeмого студентами экономического факультета пo специальности 060400 "Финансы и

Основные принципы финансового менеджмента.  β – коэффициент – измеритель рыночного риска ценных бумаг. Модель оценки доходности финансовых активов.