Особенности инвестиционного климата сэз

2.4.Предпосылки формирование благоприятного инвестиционного климата в условиях СЭЗ. Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СЭЗ.

Свободные экономические зоны (СЭЗ)-это одна из самых заметных институциональных инноваций. Главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой, являются:
обеспечения экономического роста страны;
достижения более высокой степени индустриализации ее экономики;
включения страны в международное разделение труда, мировое хозяйство, международную торговлю;
изменение места страны в мировой системе с учетом достигнутого трансформации в отдельных отраслях ее хозяйства или в экономике в целом.
В связи с этим СЭЗ во многих странах, особенно в тех, которые развиваются, нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный период. Наибольшее распространение в этих странах имеют экспортно-производственные зоны. Совокупный объем их экспорта в 1995 году превысил 25 млрд долл.. Разница экспортно-производственных зон развитых и развивающихся стран, предстает в их ориентации. В развитых странах они ориентированы преимущественно на внутренний рынок, в развивающихся странах, на внешний, ибо только наращивая экспорт они могут решить проблемы, стоящие перед ними, а также получить финансовое обеспечение, необходимое им для эффективного осуществления межхозяйственных связей .
Свободные экономические зоны играют важную роль в международном движении капитала, ведь без значительных финансовых поступлений невозможно создание сильной хозяйственной системы (рис. 1). Упрощенная схема свидетельствует о льготах в области кредитования и налогообложения, предоставления в необходимых пределах свободы предпринимательству, гарантированный юридическую защиту бизнеса, капитала и доходов, благоприятное инвестиционную среду.
Структура расходов таких зон в развивающихся странах, состоит примерно следующим образом: непосредственные бюджетные вложения-2-3%, непосредственное финансирование из местных бюджетов-12-15%, льготный государственный кредит-30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов-47-56% [1].
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах,-преференцийниший инвестиционный климат, который определяется государством для иностранных инвесторов. Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны, устанавливают в СЭЗ различные ограничения. Во многих странах разрешается вкладывать капитал только при условии, что минимум 90 процентов объема установленной ими продукции экспортироваться.
Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральном общегосударственном органа. Например, в Южной Корее и Тайване таким органом является Управление промышленной недвижимости, которое управляет не только СЭЗ, но и другими индустриальными центрами. В других странах СЭЗ подчиняются непосредственно специализированном органа по управлению СЭЗ, которое обычно называется Управление СЭЗ. Как правило, в этот орган входят представители различных министерств и организаций, ответственных перед Министерством внешней торговли и промышленности за деятельность СЭЗ.

Особенности инвестиционного климата СЭЗ…14 Глава 2. СЭЗ в экономике развитых и развивающихся стран……….17 Глава 3. Свободные экономические зоны Китая и России…………22 3.1.

Рис. 1. Цели, инструменты и формы инвестирования СЭЗ
Развивающиеся страны, предпочитают экспортно-ва производственных зонам. Это связано с тем, что помимо вышеупомянутого, их организация не требует больших территорий. Кроме того, чтобы экспортно-производственная зона была способна решать задачи по наращиванию экспорта страны, не обязательно Обязательно создавать крупные предприятия. Малые и средние полностью обеспечивают реализацию объемов производства и при этом обходятся относительно небольшими объемами технических, финансовых и материальных ресурсов, что делает их более конкурентоспособными. В таких условиях именно экспортно-производственные зоны ускоряют осуществление необходимых изменений в сфере отраслевой и восстановительной структур экономики, становясь «катализатором» ее развития.
Во многих странах Юго-Восточной Азии экспортно-производственные зоны освобождены от налогов на импорт, сырье, полуфабрикаты, оборудование, которое используется для экспортного производства. Но эти льготы не применяются для импорта строительных материалов, средств транспорта и канцелярских принадлежностей. Товары, производимые в СЭЗ, защищены государством от налоговых злоупотреблений и давления. Указанные товары производятся только для экспорта в другие страны, но если они реализуются внутри страны, то есть за пределами СЭЗ, то в этом случае они освобождаются от льготного налогообложения.
Применяются и другие финансовые стимуляторы, а именно: освобождение от контроля за полученной валютой, отсутствие ограничений в переходе прибыли «домой», гарантия возврата первоначального инвестиционного капитала, гарантия прав авторов открытий
и изобретений. Местные власти могут выделять инвесторам определенную дотацию, например, на строительство домов. Сюда входят льготные тарифы на электричество, воду, аренду земли и т.д..
Международный опыт показывает, что набор льгот, предоставляемых в СЭЗ развивающимися, практически одинаков, а вот размер каждой из них и срок действия зависит от конкретных условий каждой страны, стратегии ее развития, наличия и потенциала материальных ресурсов, национального рынка, численности занятых и уровня их квалификации, уровня развития инфраструктуры и т.д.. Но не только льготы влияют на объемы инвестиций, но и много других факторов (рис. 2).

4. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон.  2. Экономические характеристики СЭЗ на территории РФ. С 1 сентября 1991 г. введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ.

Успешный опыт создания СЭЗ в Китае был инициирован ЦК КПК в конце 1978 года. При этом официально им предоставлялся статус реального механизма проведения открытой внешнеэкономической экономической ной политики, рассчитанной на активное расширение научно-тех ночного сотрудничества, производственной кооперации и привлечения иностранных инвестиций. По замыслу создателей, СЭЗ должны были стать «открытыми окнами во внешний мир». Через них в страну поступают капиталы, высокая технология, знания, управленческий опыт, который после адаптации в зоне используется по всей стране. Кроме того, они должны были стать полигоном для отработки рыночного механизма с участием всех форм собственности. СЭЗ в Китае, в частности, стали объектами, на которых на начальном этапе намацувалися основные формы и направления использования иностранных инвестиций в стране, налаживания эффективных производственных связей с зарубежными фирмами. Анализ эволюции государственной политики Китая в отношении СЭЗ показывает, что она полностью совпадает с эволюцией политики в отношении иностранного капитала в стране, которую можно разделить на три этапа:
Первый этап (1978-1982 гг)-формируется договорно-правовая и организационная основа привлечения иностранного капитала. Этот этап хотя и был непродолжительным, но очень важным для «открытия» экономики страны. Он позволил Китаю создать соответствующие организационные и законодательные основы, регулирующие поступления и деятельность иностранного капитала по всей стране. Именно на этом этапе прошла апробацию специфическая китайская политика - балансирование между опорой на собственные силы и максимально возможной открытостью экономики внешнему миру. В это время были созданы первые специальные экономические зоны в провинциях Гуандун (Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньчжоу) и Фуцзянь.
Рис. 2. Факторы международного инвестирования [2]
Второй этап (1983-1989 гг)-характеризуется последовательным совершенствованием договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами и дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала. На территории СЭЗ допускалось создание предприятий с участием иностранного капитала в любой форме. Взносы, законные доходы зарубежных инвесторов охранялись законом. Иностранцы самостоятельно управляли своими предприятиями в зонах. Предоставлялись льготы на подоходный налог (15% в зоне против 55% в стране), освобождение от таможенной пошлины определенного количества товаров, завозились в зоны, создание специальных беспошлинных магазинов. Экспорт также освобождался от значительной части налогов.
За этот период благодаря импорту и монтажа более 30 тыс. единиц промышленного оборудования в зоне Шэньчжэнь был открыт 770 новых промышленных предприятий, что обеспечило среднегодовые темпы прироста промышленной продукции на 87,7%.
В период с 1983 по 1989 год создан новый тип специальных экономических зон-приморские экономические открытые зоны. Они расположились в дельтах рек Янцзы и Чжунцзянб на юге провинции Фуцзянь (1985 г.) и на полуостровах Ляодун и Шаньлун (1988 г.). Их экономический и правовой режим отличается от режима СЭЗ, созданных в 70-е годы. Будучи интеграционными, они больше похожи на приморские открытые города, которые начали создаваться в 1984 году. В этом году в Китае создается институт открытых городов. Под этот статус поджоги 14 приморских городов. В них проживает 8% населения страны и производится 20% ВВП Китая.
Если СЭЗ-это всегда анклавы, то приморские открытые города представляют собой относительно открыты для иностранных инвестиций регионы, где анклавы СЭЗ выступают в виде субзон относительно приморского открытого города. Согласно нашей классификации-это интеграционные свободные экономические зоны. На приморский открытый город полагаются другие, чем на СЭЗ, функции. Они непосредственно влиять на развитие внутренних регионов, которые они обслуживают в глубине страны. Но для этого они, привлекая иностранный капитал и передовые технологии, должны на основе технологической перестройки собственной индустриального базы усилить экономическую связь, обмен специалистами, развивать финансовое и техническое сотрудничество, осуществлять местная добыча сырьевых ресурсов во внутренних регионах, создавать совместное производство высококачественной продукции и продвигать ее на внешние рынки. Поскольку внутренние, относительно приморского открытого города, районы являются преимущественно сельскохозяйственными, то часть производимой на предприятиях с передовой технологией продукции должен реализовываться на внутренних рынках в этих регионах.
Большая открытость (на них приходится 40% внешней торговли Китая), промышленная развитость, емкость р

СЭЗ в России Свободные экономические зоны России Цели и условия создания   зон, хозяйственный режим и цели СЭЗ, особенности инвестиционного климата СЭЗ, история создания СЭЗ.

Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон…….7. РАЗДЕЛ. История создания свободных экономических зон России…………9. Экономические характеристики СЭЗ на территории РФ.………10.

1.1.Особенности свободных экономических зон и их эволюция в мировой практике. 6. 1.2. Правовая база СЭЗ в Китае.  В этих условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не единовременной акцией, а сложным и