Оценка качества финансового менеджмента образовательных учреждений

kmscity.ru›assets…оценки…финансового менеджмента…Показать ещё с сайтаПожаловаться

Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений
11 апреля 2011 г.
Для чего нужен мониторинг?
В настоящее время в рамках разработки и реализации меропри­ятий по повышению эффективности использования бюджет­ных расходов и укреплению доходной базы бюджетов всех уровней внедрение процедур мониторинга и оценки качества управления фи­нансовыми ресурсами бюджетных учреждений позволяет:
проводить на основании утвержденного перечня показателей мониторинга сравнительную характеристику качества планиро­вания и исполнения бюджета бюджетными учреждениями в зави­симости от их полномочий и возложенных функций;
выявлять и предотвращать финансовые нарушения, созда­вать основу для принятия конкретных управленческих решений;
корректировать деятельность бюджетных учреждений в на­правлении усиления контроля за результативностью бюджетных расходов;
установить взаимосвязь объемов бюджетного финансирова­ния бюджетного учреждения на очередной финансовый год и плано­вый период с результативностью его деятельности;
установить механизм рейтингования и оценки результатов де­ятельности бюджетных учреждений, поощрения, в том числе распре­деления премиального фонда между бюджетными учреждениями.
На сегодняшний день на федеральном уровне уже запущен меха­низм мониторинга и оценки качества управления финансами, ко­торый ориентирован на главных администраторов средств феде­рального бюджета. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также пошли по пути формиро­вания собственной правовой базы процедур мониторинга и оценки качества управления региональными и муниципальными финанса­ми главных распорядителей бюджетных средств. Следует отметить, что большинство показателей мониторинга и оценки главных рас­порядителей бюджетных средств складываются из показателей фи­нансовой деятельности подведомственных им получателей бюджет­ных средств, в том числе бюджетных учреждений. Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств с целью мониторинга своей финансовой деятельности, а также для внесения изменений в процесс управления финансовыми ресурсами по итогам оценки по­казателей мониторинга не может обойтись без системы мониторинга и оценки подведомственных ему бюджетных учреждений.
Система мониторинга и оценки
Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресур­сами являются необходимыми элементами комплексной системы регионального (муниципального) управления.
Мониторинг качества управления финансовыми ресурсами – это регулярное измерение и регистрация текущих значений фи­нансовых показателей, которые сопровождаются такими проце­дурами, как сбор, обработка, упорядочивание входных данных.

3 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: Информационные доклады образовательных учреждений.  Опыт общественно - профессиональной оценки качества образования на основе принципов системы менеджмента качества

При мониторинге качества управления финансовыми ресурсами фактические данные сравниваются с плановыми. Оценка качества управления финансовыми ресурсами представляет собой сопостав­ление собранных в процессе мониторинга данных с установленными критическими значениями показателей, выбранных для оценки.
Оценка качества управления финансовыми ресурсами прово­дится для того, чтобы понять, насколько эффективно исполня­ется бюджетная смета и что может быть сделано для улучшения финансовых результатов деятельности бюджетных учреждений, при этом анализируются причины достижения или недостиже­ния запланированных результатов.
Следует отметить, что наряду с необходимостью различать по­нятия «мониторинг» и «оценка» важно понимать природу их вза­имосвязи. Данные мониторинга служат исходными данными для проведения оценки, без мониторинга невозможно качествен­но выполнить оценку. В то же время результаты оценки, как пра­вило, являются основой для принятия управленческих реше­ний и внесения изменений в ту или иную сферу деятельности, что означает необходимость внесения изменений в процедуру мо­ниторинга для последующей оценки.
Для внедрения в практику управления процедур мониторин­га и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюд­жетных учреждений необходимо выстроить систему мониторин­га и оценки. Система мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений может состоять из таких элементов, как:­
нормативные правовые акты, регулирующие процедуры мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреж­дений;
субъект мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресур­сами бюджетных учреждений;
объект мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресур­сами бюджетных учреждений;
внутренние и внешние пользователи системы мониторинга и оценки каче­ства управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений;
организационно-процедурная схема проведения мониторинга и оцен­ки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, в том числе процедуры и регламенты взаимодействия между субъектами, субъектом и объектом, а также регламенты взаимодействия процедур мо­ниторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюд­жетных учреждений с другими процедурами (например, процедурой при­нятия решений на основе данных мониторинга и оценки);

Учреждения дополнительного образования детей Общеобразовательные учреждения Дошкольные образовательные учреждения ИМЦ МБУ "ЦБУО".  Оценка качества финансового менеджмента учреждений образования за 2013 год.

методика проведения мониторинга и оценки качества управления финан­совыми ресурсами бюджетных учреждений;
входные и выходные продукты и (или) результаты.
Кто является субъектом управления?
Рассматривая систему мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений более подробно, остановимся на таких элементах, как объект и субъект управления. В качестве объекта управления выступают финансовые ресур­сы. Под финансовыми ресурсами бюджетных учреждений понима­ются денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности.
В широком смысле в качестве субъекта управления финансо­выми ресурсами бюджетных учреждений, помимо самого учреж­дения, также активно выступает главный распорядитель (рас­порядитель) бюджетных средств. Данное обстоятельство важно в связи с установлением в ст. 28 Бюджетного кодекса принципа под­ведомственности расходов бюджета. Однако в целях проведения мониторинга и оценки качества управлениями финансовыми ре­сурсами бюджетных учреждений оцениваться должны только те по­казатели, результаты которых непосредственно зависят от действий или бездействий самого учреждения. Соответственно, в качества субъекта управления финансовыми ресурсами в данном случае нами будет рассматриваться только бюджетное учреждение.
Что влияет на достоверность данных?
Также следует отметить, что при проведении мониторинга ка­чества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений необходимо учитывать обстоятельства, которые могут оказывать влияние на качество и достоверность данных, полу­ченных в результате мониторинга и оценки. К таким обстоятель­ствам можно отнести:
вероятность изменения законодательства, устанавливающего набор показателей, характеризующих качество управления финансовыми ре­сурсами, и их нормативных значений, а также изменение порядка осу­ществления контроля эффективности и результативности расходования бюджетных средств. Для минимизации потерь целесообразно проводить постоянный мониторинг изменений законодательства и подзаконных нормативных правовых актов всех уровней с целью адаптации применяемых методик к новому правовому полю;
предоставление неполных или недостоверных данных бюджетными учреж­дениями и, как следствие, некорректный расчет фактического уровня ка­чества управления финансовыми ресурсами. Для получения необходимых достоверных данных предполагается четкая регламентация всех процедур системы мониторинга и оценки, установление их взаимосвязей;
определение некорректных или необъективных показателей и их крити­ческих значений, характеризующих минимальное и наилучшее качество управления бюджетными средствами, а также выбор неверных методик расчета среднего уровня качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений и сумм премиальных выплат для руководителей. В целях снижения давления данного обстоятельства необходимо про­вести анализ накопленного опыта по этому направлению управления финансами другими муниципальными образованиями и субъектами РФ, привлекать внешних консультантов, имеющих опыт разработки порядка проведения мониторинга качества управления финансовыми ресурсами на всех уровнях публичной власти.
От теории к практике
Сотрудниками ИЭГ3 с учетом подходов, содержащихся в Прика­зе Минфина РФ от 13.04.2009 № 34н «Об организации проведе­ния мониторинга качества финансового менеджмента, осущест­вляемого главными администраторами средств федерального бюджета», предлагается проводить ежеквартальный и ежегод­ный мониторинг качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений по таким направлениям, как:
финансовое планирование;
исполнение бюджета в части расходов;
исполнение бюджета в части доходов;
учет и отчетность;
контроль и аудит;
исполнение судебных актов.
Как было отмечено ранее, в систему мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений долж­ны быть включены те показатели, результаты которых непосредствен­но зависят от деятельности самих бюджетных учреждений. В та­блице 1 представлены примеры показателей и их критические значения для проведения мониторинга и оценки качества управ­ления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений по вышепе­речисленным направлениям. Методика мониторинга и оценки каче­ства управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений в регионе (муниципалитете) в части выбора направлений, показате­лей и критических значений может быть дополнена и (или) изменена с учетом региональных и отраслевых особенностей.
Данные мониторинга и оценки качества управления финансовы­ми ресурсами бюджетных учреждений должны быть предостав­лены соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, который составляет сводную аналитическую записку, со­держащую оценку качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, в том числе анализ причин достижения или недостижения запланированных результатов.
Итоговая оценка качества управления финансовыми ресурсами по каждому бюджетному учреждению рассчитывается по формуле

Оценка качества образования.  Рейтинг муниципальных образовательных учреждений по качеству финансового менеджмента (2012 -2013 год).

2 оценка деятельности муниципального учреждения.  6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.  Совершенствование системы управления качеством образовательных услуг - Дипломная работа.

2. «Инновационный менеджмент в управлении школой». 3. «Оценка деятельности современной школой».  5 «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением».