Пенсионное страхование работающих от социальных рисков

В отдельных случаях договором предусматривается комплексное страхование, то есть страхование от нескольких рисков.  Д-т 20, 25, 26, 29, 44 К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет «Расчеты по пенсионному10 декабря 2003

Социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников, самозанятого населения
от факторов, снижающих качество жизни и их социальный статус, является предметом категории социальное страхование.
Виды, субъектный состав и круг общественных отношений, сходных между собой по причинам возникновения материальной необеспеченности лиц наемного труда и самозанятого населения, объединяет универсальная социально-экономическая и правовая категория, как — «социальный риск». Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:
утраты самой способности к труду (в результате болезни, несчастного случая, рождения ребенка и ухода за ним, старости и т.д.);
отсутствия спроса на труд (безработицы).
Социальный риск — это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах.
Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением.
Необеспеченность вследствие болезни, инвалидности, безработицы, в силу которых работник не может участвовать в производственном процессе и таким образом лишается заработной платы, представляет для отдельного индивида явление случайное, а в целом для экономики явление постоянное и массовое.
Мировой (более чем столетний) опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:
· пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);
· медицинское страхование (оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности;
· страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибшим на производстве);
· страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство).
Целесообразность такого членения социального страхования объясняется различной природой социальных рисков, от которых они призваны защищать, сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификой правового регулирования различных видов страхования.
Из изложенного следует вывод: предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.

Социальные риски и их влияние на управление персоналом.  В соответствии с п. 8 Обзора ответственность за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена п. 2 ст. 27 Закона, а не ст. 122 НК РФ.

Определение содержания (природы) риска и степени его вероятности позволяют разработать систему упреждающих профилактических мер по снижению (минимизации) риска, а также оценить требуемые виды и масштабы компенсационных мероприятий (объемы медицинских услуг, компенсационных выплат, замещающих собой утраченную заработную плату).
Социальный риск можно измерять, используя следующие показатели:
• частоту наступления рисковой ситуации;
• уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;
• объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных;
• среднюю продолжительность рисковой ситуации — период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности. Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоев трудящихся. Если степень опасности низкая то организационно-правовая форма носит добровольный характер, если высокая, она, как правило, носит обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеются переходные формы, обычно называемые факультативно-обязательными или условно-обязательными.
Результирующие показатели риска группируют по двум видам:
• социальные — ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.;
• экономические — затраты на компенсацию утраты доход в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию. Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищенности людей и вероятности (необратимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические — позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объемы денеж­ных средств.
В социальном страховании органично сочетаются экономические и социальные элементы зашиты, призванные обеспечить застрахованному лицу с помощью соот­ветствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной пере­подготовкой). Направленность института обязательного социального страхования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахо­ванных. Это достигается с помощью важнейших функций института социального страхования: воспроизводственной, солидарного перераспределения и социальной защиты.

Пенсионное страхование. Цели (частного и общественного страхования)  Вклад работника – процент зарплаты. Инвестиционный риск несет фирма.  3. Выплаты по социальному страхованию могут получать только те, кто работал и делал

Что касается вероятности события для отдельного застрахованного, то тут мо­гут быть две типичные ситуации.
1. Событие является неопределенным
2. Наступление страхового события обязательно произойдет.
33. Социальное страхование и программы социальной политики
Крупный масштаб проблем формирования института социального страхования обусловлен несистемностью и медленными темпами институциональных преобразований социальной сферы.
Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики - уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3-5 лет) с целью завершения в ближайшие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, прежде всего, Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права — трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
Процесс законотворчества важно направить в конструктивное русло, отказаться от широко распространенной практики законодательного популизма и низкого качества подготовки законопроектов. К типичным недостаткам формирования законодательной основы системы социальной защиты следует отнести недостаточно четкое разграничение правового поля, места и роли видов права, которые призваны определять координаты и характерные особенности «новых» и «старых» институтов социального обеспечения, отсутствие эффективно действующих в новых условиях финансовых механизмов.
Характерным примером правовой «путаницы» и "неразберихи" является новый Налоговый кодекс (часть II), предусматривающий введение единого социального налога (глава 25. Единый социальный налог, статьи 286-297).
Предлагается ввести особый финансовый механизм сбора страховых взносов 8 государственные внебюджетные фонды в виде единого социального налога с дифференциацией его размеров по видам платежей и страхователей. Анализ вопроса свидетельствует, что данная законодательная инициатива «надежно» заблокирует все пути становления института социального страхования в России.
Возникает правомерный вопрос: чем вызван данный шаг — недомыслием (не­знанием, непониманием этого сложного вопроса) или авантюрой типа «хотели как лучше, а получилось как всегда»? Ведь Государственная Дума на протяжение по­следних лет приняла ряд законов по социальному страхованию. При этом уязви­мость предлагаемого пути в том, что возврат к жестко регулируемым государством моносубъектным институтам социальной защиты попросту невозможен по причи­не отсутствия экономической базы. Ликвидация монопольной государственной собственности, которая служила основным источником финансовых средств для социалистической системы социального обеспечения, не позволяет такую антире­форму провести. Кроме того, возврат к государственной системе социальной за­щиты неминуемо «переведет стрелки ожиданий» населения (а значит, и весь по­тенциал претензий) в сторону государства.
Необходимым и определяющим условием формирования институтов социаль­ного страхования является легитимизация (узаконение) основных экономических механизмов (по сбору, распределению и перераспределению финансовых ресур­сов). Центральный вопрос заключается в определении оптимальных для настояще­го этапа пропорций между личным вкладом работника в отдельные государствен­ные фонды социального страхования, увязанным с размером и объемом выплачиваемых пособий (принцип самоответственности), и долей средств, направ­ляемой на перераспределение в пользу лиц с более низкими доходами и периодами страховых взносов.
Данный вопрос удовлетворительном может быть решен в случае решения сле­дующих методологических и правовых задач:
1) Определения уровней доходов (заработной платы) граждан, которые следует считать:
а) достаточными для «самообеспечения» для страховых взносов в системе социального страхования;
б) требующими солидарной взаимопомощи;
в) позволяющими оказывать такую помо

В ст. 7 в качестве социальных страховых рисков указаны: 1) необходимость  законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или)  г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков.  . Пенсионное страхование как часть развития социального страхования в РФ.  2 947. Выплаты трудовых пенсий работающим пенсионерам были

Социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан. экономика. Hits: 2894.  Социальное страхование ≈ форма социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.