Последствия политических рисков для европейских государств

Последствия введения евро требуют серьезного внимания Джон Робертс.  11 европейских стран, исключая Великобританию, Грецию, Данию и Швецию  Несмотря на единую валюту, 'европространство' остается поделенным на 11 государств

Теоретические и практические основы государственного страхования экспортных кредитов
Перспективы развития государственного страхования экспортных кредитов в России
Внешняя торговля, №4. Страхование экспортных кредитов
Sigma 7/2000
Sigma 6/2006
Страхование риска неплатежа
Кредитное страхование
Сущность политических рисков
Системный подход к управлению рисками
Страхование политических рисков
Проблемы торговых сетей - шанс для страховщиков
Государственное страхование торговых кредитов
Страхование в долевом строительстве
Факторинг и кредитное страхование как инструменты защиты
Мировой рынок страховых гарантий
Мировой рынок кредитного страхования
Влияние мирового финансового кризиса на отрасль кредитного страхования
Риски торгово-посреднической компании
Les Risques Politiques Сущность политических рисков
Автор: Береснева Ольга Владимировна
Развитие мировой экономики в начале XXI века характеризуется двумя разнонаправленными процессами. С одной стороны, в условиях усиливающейся глобализации происходит интенсивное сближение национальных экономик. Расширение и углубление международных экономических связей ведет к все большей взаимозависимости между экономиками, к интернационализации производственной и финансовой деятельности, к увеличению открытости экономик. Однако глобализация экономики и усиливающееся международное разделение труда отнюдь не означают либерализацию международных отношений. В условиях, когда традиционные институты международного права утрачивают свои регулирующие и балансирующие функции, все участники международных экономических отношений вынуждены противостоять новым вызовам.
Для компаний, работающих на международных рынках, внешняя среда приобретает в настоящее время более сложный и неопределенный характер. Чтобы избежать этой неопределенности, компании вынуждены проводить тщательное изучение новых рынков, выбирать наиболее надежных партнеров, включать в контракты дополнительные защитные оговорки или просто работать по предоплате. Однако такая консервативная политика имеет свою оборотную сторону: компании с более рисковым подходом захватят привлекательный развивающийся рынок еще до того, как в осторожной компании пройдут все согласования. В этом плане преимущества, естественным образом, получают компании, работающие с большой маржой (то есть могущие себе позволить некоторые потери ради завоевание рыночной доли), либо компании, пользующиеся поддержкой государства.
Природа политических рисков

Риски в сфере безопасности и политические риски могут серьезно повлиять на  Оценка уровня риска: 12. "Исламское государство" занимает часть территории  к серьезным последствиям для американских и европейских рынков", – говорится в

При внешнеэкономической деятельности всегда присутствуют обстоятельства, которые могут нарушить осуществление любой операции. Эти обстоятельства не зависят от воли участников договора и носят катастрофический характер, вероятность их наступления сложно определить, и ущерб от них измеряется миллионами или даже миллиардами долларов. Речь идет не о стихийных бедствиях, хотя между ними и этими событиями часто проводят аналогии. Эти непредвиденные события получили название политических рисков и по своей сути являются неблагоприятными последствиями государственного вмешательства в экономические процессы.
Политические риски чаще всего связывают с войнами, революциями, восстаниями, сменой власти и другими политическими событиями, которые имеют катастрофический и разрушительный характер. Такое понимание природы политических рисков является неполным, в первую очередь потому, что нельзя рассматривать политический риск в отрыве от международных экономических отношений. Политический риск возникает при осуществлении внешнеэкономической деятельности и для компании, работающей на международном рынке, он является одним из факторов неопределенности внешней среды.
События, называемые политическими рисками, настолько разнообразны, что весьма затруднительно дать им полное и точное определение. Сложность вытекает из самой сущности и разнообразия форм международных экономических отношений, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности.
В европейской традиции под политическим риском в широком смысле понимаются «нежелательные последствия политической деятельности». Под это определение попадает достаточно много разнообразных факторов, которые зачастую не имеют отношения к внешнеэкономическим связям.
Весьма распространенными являются также два более конкретных определения политических рисков, отличающиеся по значению самого слова риск – либо как сугубо негативного явления, либо как фактора, могущего иметь своим последствием как негативный, нулевой, так и положительный результат.
Первое. Политический риск – это политика и действия правительства или общественности принимающей страны, затрагивающие некоторую группу либо большинство инвестиционных и экспортных операций.
В соответствии с этим определением политический риск не всегда имеет своим последствием негативные события, то есть политическое событие может оказывать и положительное влияние на результаты деятельности предприятия (например, изменение налогового режима с предоставлением благоприятных условий иностранным субъектам).
Это определение также отмечает важную роль взаимоотношений страны-экспортера и страны-реципиента, в частности наличия заключенного между ними договора о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, об избегании двойного налогообложения и т. д. В нем также обращается внимание на роль общественности. Действительно, политический риск вытекает не только из действий или бездействия органов власти, но может явиться следствием народных волнений, забастовок, беспорядков – то есть всего того, что является результатом общей неблагоприятной обстановки в стране.

Как показывает «Барометр рисков Allianz 2015», предприятия все больше обеспокоены угрозой политических или социальных беспорядков.  Более серьезные последствия риска перерыва в производстве.

Второе. Политический риск – это совокупность всех решений или событий политического или административного характера на национальном или международном уровне, могущих повлечь за собой экономические, коммерческие, финансовые потери для предприятия-импортера, экспортера, предприятия, инвестирующего за рубеж или заключившего деловые контракты.
Таким образом, если событие или политическое решение имеют позитивное влияние на предприятие, они не рассматриваются в качестве политического риска.
Другое различие этих определений состоит в том, что в первом говорится о некоторой группе или большинстве инвестиций и экономических операций, а во втором только о единичном предприятии. Если, например, решение об экс-проприации затрагивает только одно предприятие, то может ли данное событие рассматриваться в качестве политического риска? Безусловно, да, и этот момент очень важен для страховщиков при определении условий страхования от политических рисков.
Важно отметить, что риск не ограничивается национальными рамками, то есть оговаривается его интернациональная составляющая. Действительно, возрастающая взаимозависимость национальных экономик влечет за собой появление новых аспектов риска, и теперь приходится принимать во внимание и события в третьих странах, и действия международных организаций, и политику региональных интеграционных союзов.
Также важным является такой вопрос, как деятельность местных администраций. В общем случае ее негативные последствия рассматриваются как политический риск, но возникает проблема с разграничением ответственности между федеральными и местными властями. Если местные администрации выступают как государственный орган власти, то в какой степени государство в лице центральных органов ответственно за их действия и каковы вообще их полномочия при осуществлении внешнеэкономической деятельности? Все это требует детального рассмотрения при анализе каждого случая в отдельности.
С учетом всего вышесказанного можно выделить наиболее значительные характеристики политического риска: он включает в себя политические факторы, события или меры, влияющие на взаимоотношения, основанные на договорах частного права, которые препятствуют выполнению обязательств между частными контрагентами или государственными и частными партнерами и затрагивают реализацию имущественных прав частного субъекта.
Формы политических рисков
Политический риск может принимать различные формы, начиная от вооруженных конфликтов и заканчивая мелкими административными распоряжениями, при условии, что эти события напрямую затрагивают осуществление подписанных контрактов. Список событий не ограничен и может дополняться в процессе развития мировой экономики и международных отношений.
Иногда политический риск отождествляют со страновым или с суверенным риском, но это спорное мнение. Страновой риск – понятие более широкое, оно включает в себя политические, коммерческие, экономические, финансовые, даже природные риски – то есть все параметры окружающей среды, с которыми сталкивается предприятие, осуществляющее международную деятельность. Суверенный риск, в свою очередь, связан с кредитами, предоставленными правительствам, и определяется как вероятность неуплаты по международному кредиту, возникшая при определенных событиях, происходящих в стране-должнике, когда эти события полностью или частично находятся под государственным контролем и абсолютно неподвластны воле частных субъектов.
Политический риск сопровождает внешнеэкономическую деятельность всегда, даже при осуществлении операций между странами Организации экономического сотрудничества и развития, где политические и экономические условия наиболее стабильны. В некотором смысле он является показателем воздействия политики на экономику, отражая возможность государственного вмешательства в хозяйственные процессы. И, несмотря на возрастающую степень интеграции экономик, государства продолжают защищать национальные интересы, поэтому всегда существует вероятность применения политических или экономических мер к иностранным субъектам.
Глобализация и политические риски
Усилившиеся с конца прошлого века процессы глобализации во многом повлияли на характер международной экономической деятельности, в том числе изменениям подверглись и политические риски. Среди таких изменений можно выделить:
* политические риски стали более долгосрочными (это касается как экспортных, так и инвестиционных операций) вследствие того, что расширение и укрепление экономических связей между разными странами способствовало

направленных на интенсификацию борьбы против «Исламского государства» (ИГ  снять с себя часть политических рисков и военной нагрузки в борьбе против ИГ и  европейских компаний, которое будет иметь политические последствия в странах13 января 2016

Экономические последствия расширения Европейского Союза. Курсовую работу выполнила. Студентка I курса.  Конечно, появятся новые возможности, но время больших рисков и баснословной прибыли прошло. 5 июля 2011

Государства региона Балтийского моря, за исключением России, продолжают расти.  Политические последствия слабой экономики. В прошлом году связанные с  деловые и политические риски будут кардинально отличаться от европейских. 2 декабря 2015