Правовая природа пенсионного страхования

Текст научной работы на тему "СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ  Ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Различные кредиторы в процедуре банкротства, вводимой в отношении должника, обладают различным объемом прав. Основное отличие в правах касается их участия и голосования на собраниях, а значит, так или иначе, влияния на принимаемые решения и, в конечном счете, на процедуру банкротства. В практике принято считать, что это право зависит от очередности, в которой в реестре учтены требования.
Так, исходя из социальной значимости интересов определенных кредиторов, требования некоторых из них (привилегированных, как их принято называть) удовлетворяются в первую и вторую очередь. В то же время указанные кредиторы лишены возможности активно влиять на ход конкурсного процесса (не имеют права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, лишены права голоса на собраниях кредиторов).
Это, прежде всего, требования по обязательствам должника перед гражданами в связи с причинением вреда жизни или здоровью, а также по выплате вознаграждения на основании авторских договоров; сюда же входят обязанности должника, вытекающие из трудовых отношений, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Обладатели указанных требований не признаются конкурсными кредиторами, хотя сами требования подлежат учету в реестре и в период конкурсного производства удовлетворяются в привилегированном порядке.
Голосующими являлись только требования кредиторов, включенные в третью очередь реестра, т.е. требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Такое деление было очевидным и, что называется, не подвергалось сомнениям.
Именно было. Сейчас оно уже не так однозначно. Особенно в части требований по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Так называемым камнем преткновения стало Постановление ВАС от 22 июня 2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве». В пункте 15 данного постановления Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил следующее: «Судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется».

Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. (Шафигуллин Э. Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2011, N 1) Текст документа.

После принятия Постановления арбитражные суды включают требования по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не в третью, как ранее, а во вторую очередь реестра требований кредиторов. И, если с порядком удовлетворения требований по пенсионным взносам в процедуре банкротства все достаточно ясно, то вопрос, учитываются ли они при определении признаков банкротства должника и может ли уполномоченный орган голосовать такими требованиями на собраниях кредиторов, что называется, «повис» и однозначного ответа на него нет. Пленум ВАС РФ ничего об этом не говорит.
Обратимся к первоисточнику. Закон о банкротстве в п.1 ст. 12 определяет, что участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. При этом закон прямо устанавливает, что неустойки (штрафы, пени), а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются для определения числа голосов на собрании кредиторов.
Таким образом, единственным критерием для предоставления требованию уполномоченного органа права голоса является его квалификация как обязательного платежа в бюджет. Точку в рассуждениях об особой правовой природе пенсионных взносов поставил сам ВАС РФ в пункте 15 того же Постановления: «Согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами».
Обращая внимание на особенную правовую природу пенсионных взносов, ВАС РФ ссылается на пункт5 ст. 134 Закона о банкротстве. Согласно данной норме при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность либо принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Правовая природа платежей, названных в 5 ст. 134 Закона о банкротстве различна, но все их объединяет то обстоятельство, что эти платежи предприятие как работодатель должно удерживать при выплате заработной платы.

Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Н.Н. Орлова, "Ваш налоговый адвокат", N 3, III квартал 2002 г.) Документ отсутствует в свободном доступе.

Если же, например, алименты, подоходный налог, профсоюзные взносы — это фактически часть заработной платы конкретного работника и его же долги (а не предприятия) перед третьими лицами, и предприятие выступает в этих отношениях лишь лицом, на которое законодательством возложена обязанность уплатить чужой долг по назначению, то на взносы пенсионного страхования такой комментарий не распространяется.
Тем не менее, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, действительно, имеют особую социально-правовую природу и персонально-целевое назначение, отличное от налоговых платежей. Они являются индивидуально возмездными платежами. Соответственно, к требованиям по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не применяется режим, установленный Законом о банкротстве для налоговых платежей, в том числе и для целей определения размера требования по статье 33 Закона и в объеме прав, предоставляемых кредитору по таким требованиям.
Попытаемся обосновать данную точку зрения.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ обязательное страховое обеспечение – это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации) обеспечивают права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Согласно статье 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица.
Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2004 № 28-О указывает следующее: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации, провозглашенной социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2. Конституционное право на социальное обеспечение гарантируется путем создания систем как обязательного, так и добровольного социального страхования. Обязательное социальное страхование основано на уплате таких не относящихся к налогам обязательных платежей, как страховые взносы на обязательное страхование в соответствующие фонды, целевым назначением которых является обеспечение права граждан на получение трудовых пенсий и пособий.
Далее (в п. 3.1.) Конституционный Суд отмечает: «Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования, обладающий самостоятельной правовой природой. Если страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет собственно страховых взносов (правовая природа которых носит неналоговый возмездный характер), то базовая ее часть — за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Этот источник финансирования обладает всеми признаками налогового платежа, а потому базовая часть трудовой пенсии определяется в законе как вид государственного обеспечения, а не страхования».
В Постановлении от 23.12.2004 № 19-П Конституционный Суд РФ подчеркнул: «Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-прав

Украинский Р.В.: Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тип: Статья Автор: Украинский Р.В. Место издания: Москва Количество страниц: 48-53 Год издания: 2002 г.

- охарактеризовать правовую природу договора личного страхования, а именно определить понятие, стороны и особенности  - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Речь идет о законах Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. №1058, а также «О  Следует согласиться с автором, что сущность, как и природа правового явления, является ее внутренней чертой.