При реструктуризации предприятия можно

Под разукрупнением можно понимать реструктуризацию предприятия путем создания дочерних и зависимых обществ (ст. 107 ГК РФ, ст. 6 Закона «Об акционерных обществах»).

В условиях глобального финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 г., активизировались процессы реструктуризации компаний в России. Особенно это относится к фирмам, которые оказались в тяжелом финансовом положении. Причины могут быть как объективные — жизненный цикл организации и его фазы, так и иные, связанные с ошибками и просчетами в бизнесе, менеджменте, кардинальными изменениями внешней среды, на которые фирма не всегда в состоянии адекватно и своевременно отреагировать.
Обычно развитие событий идет по двум направлениям. Первое — компания движется в направлении ликвидации, теряет экономическую самостоятельность, происходит смена собственника и субъекта, осуществляющих контроль, в результате слияний, поглощений компаний, вхождения в структуру более крупных образований, в том числе финансово-промышленных групп.
Второе — компания преодолевает кризис за счет существенной трансформации собственной структуры, т.е. реструктуризации.
В процессе реструктуризации неизбежны изменение структуры персонала и ликвидация части, нередко значительной, рабочих мест. Изменение структуры персонала практически означает, что часть работников будет уволена, а значительная часть оставшихся — будет вынуждена согласиться с изменением, преимущественно не в лучшую сторону, условий трудового договора.
Увольнение работников в процессе реструктуризации обычно носит массовый характер. Например, при реструктуризации угольной промышленности в России начиная с середины 90-х годов были высвобождены в течение ряда лет около 500 тыс. работников.
Оказавшись безработными, эти граждане в большинстве случаев ничего не знают о своих, продекларированных законодательством, правах в области содействия их занятости, получения пособия по безработице и т.д. В то же время многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что произвольное изменение условий трудовых договоров, спонтанное увольнение работников являются незаконными, представляют собой грубое нарушение трудового законодательства.
Массовые увольнения работников отмечаются в тех реструктуризируемых организациях, администрация которых в силу тех или иных причин не проводит кадровую политику, направленную на стабилизацию численности занятых работников.
В тех же организациях, где такая политика проводится в соответствии с соглашениями, коллективными договорами, бизнес-планами реструктуризации и в тесном сотрудничестве с профсоюзными органами, местными органами власти, центрами занятости населения, увольнение работников сводится к минимуму, если вообще имеет место.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. по дисциплине. Теоретические основы реструктуризации предприятий.  В целом можно отметить, что все предлагаемые меры оперативной и стратегической реструктуризации можно классифицировать как

Важное значение имеет позиция Международной организации труда (МОТ) по проблемам реструктуризации предприятий. Мировая практика свидетельствует о том, что в конкурентной экономике предприятия вынуждены постоянно приспосабливаться и перестраиваться, для того чтобы выжить и развиваться. В последние годы как во всем мире, так и в России в этих целях активно используется реструктуризация предприятий.
Реализуя программу реструктуризации, предприятия формируют внутреннюю среду в соответствии с требованиями динамичного рынка. К преимуществам реструктурированных предприятий относится их способность:
— быстро и адекватно реагировать на изменения в рыночной ситуации;
— эффективно использовать свой имущественный комплекс;
— рационально управлять финансовыми ресурсами;
— быстро перестраивать производство в целях выпуска новых видов продукции, обеспечивать ее конкурентоспособность;
— обеспечивать создание эффективных рабочих мест и т.д.
МОТ, считая, что развитие предприятия можно рассматривать как процесс его непрерывного реструктурирования, особое внимание обращает на серьезные социальные издержки. Последствия реструктурирования затрагивают не только работников и работодателей, но практически всех, кто имеет какое-либо отношение к предприятию. Задача заключается в том, чтобы в процессе реструктурирования сделать предприятие конкурентоспособным, сведя к минимуму социальные издержки, связанные, например, с вынужденной сменой места жительства, закрытием рабочих мест, ухудшением качества жизни, потерей социального обеспечения и др.
Проблема резко усугубляется при реструктурировании градообразующих предприятий, когда судьба города или целого региона зависит от успеха или неудач одного или нескольких крупных индустриальных объектов. В подобных ситуациях преобразование предприятия перестает быть частным делом его владельцев и приобретает первостепенную социальную значимость. Последнее подразумевает необходимость вовлечения в процесс реструктурирования как работников предприятия, так и администрации региона (органов местного самоуправления), общественных организаций.
В странах с переходной экономикой ситуация осложняется еще и тем, что в реструктуризации одновременно нуждаются абсолютно все, даже самые успешные в недалеком прошлом предприятия. Это вполне естественно, ведь они были спроектированы для качественно иной экономической системы.
Подход МОТ нацелен па снижение противоречий между экономическими и социальными приоритетами при реструктуризации предприятий, учитывая, что, с одной стороны, реструктурирование не может быть социально ответственным, если оно экономически не высокоэффективно, с а другой — невозможно получить полноценную отдачу от реструктурирования, если не учитывать в должной мере интересы различных социальных групп, на которых в той или иной степени сказываются проводимые изменения.

Определение стоимости компании при реструктуризации. Часто приобретение или поглощение компаний обосновывают  от продажи части имущества предприятия (47,3 млн. руб.), видно, что данную группу расходов можно покрыть на 100%.

При определении самого понятия «социальная ответственность» подчеркивается важность выстраивания отношений бизнеса с теми, кто оказывает непосредственное влияние на бизнес или, наоборот, находится в зоне влияния бизнеса: работники предприятия и их семьи, акционеры, банки и другие кредитные организации, бизнес-партнеры (поставщики, клиенты, дистрибьютеры), федеральные и местные органы власти, общественные организации.
Каждая из этих групп вносит свой специфический вклад в обеспечение функционирования и развитие предприятия. Взамен предприятие вознаграждает их, обеспечивая дивидендами, продукцией и услугами, зарплатой и льготами, налогами и т.д. Таким образом формируется и поддерживается баланс интересов. Реструктурирование неизбежно нарушает это хрупкое равновесие и вызывает напряжение, чреватое серьезными конфликтами. Способность конструктивно разрешать возникающие проблемы рассматривается как важнейший индикатор уровня социальной ответственности компании.
МОТ предупреждает, что некоторые компании для «маскировки» массовых увольнений умышленно используют термины «реструктурирование», «рационализация» или «оптимизация числа работающих». Характерно, что от этого страдают все, в том числе и владельцы предприятий. Например, решение об увольнении каждого пятого работника финансово может звучать весьма заманчиво. Но оно нередко вовлекает компанию в так называемую «падающую спираль». Сокращение ведет к потере ключевых специалистов и подрывает моральное состояние оставшихся работников, что выливается в снижение инновационного потенциала и качества продукции. Последнее приводит к потере клиентов и, соответственно, снижению объема заказов, а это, в свою очередь, к дальнейшему сокращению кадров и т.д.
Компании, создающие альтернативные рабочие места, идущие на затраты, связанные с трудоустройством высвобождаемых работников, оказываются в лучшем положении, чем компании, которые просто сокращают штаты.
Термин «реструктуризация», обозначающий коренное преобразование юридического лица, получил распространение в странах с развитой рыночной экономикой в последней четверти XX в. Если раньше производственная организация была способна на протяжении нескольких десятилетий успешно конкурировать на рынке без коренного организационного переустройства, то в настоящее время ситуация существенно изменилась.
Для того, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность в условиях глобализации товарного рынка, торговли, сети поставок, финансовых потоков, применения принципиально новых технологий, переменчивых вкусов и предпочтений потребителей, усиления конкурентной борьбы, каждая такая организация вынуждена периодически трансформировать свою организационную структуру применительно все ускоряющимся техническим, технологическим, социальным, психологическим, демографическим и иным изменениям, происходящим в сфере производства и обращения товаров, капиталов и рабочей силы.
Реструктурирование производственных организаций проявляется в различных формах. Многие из этих форм широко применялись в нашей экономике при прежнем общественном строе, хотя и не назывались тогда реструктуризацией предприятий. Имеются в виду, например:
— реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);
— реорганизация трудовых процессов на основе внедрения новой техники, технологии, организации производства, труда и управления;
— перепрофилирование производства, освоение новых видов продукции;
— сокращение количества уровней управления на предприятии.
Принципиально важно отметить, что подобного рода новации в те времена не имели сколько-нибудь существенных негативных последствий для работников. Часть работников, пройдя соответствующую переподготовку или повышение квалификации, занимали вновь созданные рабочие места и должности. В свою очередь высвобожденные работники своевременно трудоустраивались по специальности на том же или соседнем предприятии.
С переходом к рыночной экономике и частной собственности на средства производства в нашей стране стали широко применяться давно известные на Западе формы реструктуризации организаций. Назовем некоторые из них.
Преобразование отдельных структурных подразделений организаций (например, транспортных, ремонтных служб) в самостоятельные юридические лица, отношения с которыми в дальнейшем будут поддерживаться на договорной основе. При этом предполагается, что затраты на оказываемые вновь образованными организациями услуги в силу их глубокой специализации будут ниже, чем издержки производства выделенных структурных подразделений.
Передача сторонним специализированным организациям части производственных и иных процессов, ранее выполнявшихся

4. Реструктуризации предприятия: обоснование выбора концепции 11. Заключение 16. Литература 17.  Реструктуризационные преобразования проводятся также в условиях, когда текущее положение предприятия можно считать

1. Направления реструктуризации предприятий. Реструктуризация – это изменение структуры системы.  В изменении состояния предприятий России можно выделить две тенденции: 1. Негативную , связанную с предприятиями, находящимися в

1. Сущность и схема проведения реструктуризации предприятия. .1 Основные предпосылки реструктуризации предприятий.  ) во - вторых, в условиях, когда текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, однако