Принцип парето в управлении запасами предприятия

Принцип Парето в общем виде гласит, что внутри данной группы или множества  Дело в том, что критерий Парето не. § 25.10. ДРУГИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ Целью построенной нами теории была минимизация издержек.

Высокое качество создают люди высокие к качеству.
О природе "принципа Парето"
В.А. Королев
"Что происходит?.." Популярный вопрос в кинофильмах США
1. Большая часть усилий пропадает зря
В среде менеджеров (управляющих, руководителей, специалистов) все большую популярность приобретает так называемый "принцип Парето", некогда введенный в оборот общепризнанным светилом управленческого консультирования д-ом Дж. Джураном. Этот принцип иногда называют . Состоит он в утверждении, что во всех деяниях человека большая часть результатов достигается меньшей частью усилий. Или, что есть то же самое: большая часть усилий пропадает зря. При этом наблюдается приблизительная пропорция 80:20. В конкретных случаях эта пропорция может принимать разные значения, но обязательно и существенно отличающиеся от 50:50.
Например, 80% прибыли (дохода, выручки) приносит продажа лишь 20% продуктов, тогда как остальные 80% продуктов дают лишь 20% прибыли. Или 80% брака (неудач, ошибок) зависят от 20% всех причин. Соответственно, остальные 20% брака определяются 80% причин. 80% всего богатства принадлежат 20% населения (и, соответственно, наоборот). И это не только в США. Например, 13% населения России владеют 93% ее богатств (по утверждению Н. Харитонова, КПРФ, 11.10.2003 г.). Процветание обеспечивается абсолютной и относительной нищетой остальных пяти миллиардов человечества (по докладу ). Собственно говоря, и сам Вильфредо Парето вывел свой принцип, изучая закономерности распределения именно богатства.
К числу самых грозных проявлений "Принципа Парето" относится статистика предпринимательской деятельности: две трети всех бизнес-начинаний заканчиваются неудачей в первый же год реализации, две трети уцелевших - в следующем году, и т. д. Не зря предпринимательство относят к одному из самых рискованных занятий человека.
Наиболее велик дисбаланс в области инноваций. Вот мнение известнейшего специалиста по управлению Питера Ф. Друкера: . Интересно, что аналогичная картина была и в СССР: когда Центральный совет ВОИР провел исследования эффективности проводимых в стране научно-исследовательских работ (НИР), выявилось, что из 150000 ежегодно выполняемых НИР приблизительно две трети прекращаются еще на стадии эксперимента или испытания опытного образца. Из остальных 50000 работ до стадии широкого применения доходит лишь одна тысяча, т. е. менее 0,7%, которые приносят доход, позволяющий покрыть расходы и на неудачные идеи. Такова цена создания новых товаров. И это тоже проявление "Принципа Парето".

Закон Парето или Принцип 80-20. Методический материал. 27 апреля 2010.  Автор: Ричард Кох (Richard Koch), преподаватель экономики управления и стратегии бизнеса Школы бизнеса при Бирмингемском университете.

"Принцип Парето" проявляется и в консультировании. По мере того, как консультационная деятельность все более оформляется в самостоятельный вид предпринимательства, консультанты вынуждены генерировать свой собственный, интеллектуальный продукт: идеи, приемы, концепции и т. п. Большая часть таких продуктов способна приносить пользу в каких-то частных случаях.
В чем практическая польза "Принципа Парето"? Этот принцип обосновывает необходимость концентрации всегда ограниченных ресурсов предприятия на ограниченном участке , вместо их привычного распыления по множеству направлений. Он помогает определить именно тот участок, где можно рассчитывать на максимальный результат от своих усилий.
Все предельно ясно и понятно, никаких высоких материй и заумных теорий. "Принцип Парето" очевиден, прост и, несомненно, имеет место быть в нашей суровой действительности. А учиться ему - две минуты. Как раз для занятых сверх всякой меры предпринимателей, жизнь которых протекает в условиях жесткого цейтнота. Или очень жесткого цейтнота. Исключил 80% затрат, приносящих 20% прибыли, а оставшиеся 20% затрат дадут общую рентабельность предприятия, соответствующую рентабельности лидирующих продуктов. То есть, раза в два больше, чем прежде. А высвобожденному капиталу можно найти более полезное применение.
Понятно, что так сократить малоэффективные затраты можно только в учебном примере. Но все же, где же масса примеров? Несколько разрекламированных эпизодов - не в счет, да и прирост прибыльности там был куда скромнее. Пусть не у нас, в отсталом СНГ, а там, в продвинутой Европе, тем более - в цитадели мирового бизнеса, в перенасыщенных консультантами США?
Здесь как-то сразу вспоминается один из "Законов Мэрфи": "Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения" (неправильное цитирование закона X. Л. Менкина Гроссманом). Конечно, "законы" эти получили Игно-белевскую премию, но все же...
Нельзя сказать, что неосведомленность о существовании этого принципа так уж мешала предприятиям следовать ему даже в наших непросвещенных краях. Например, борьба с браком всегда и везде велась, прежде всего, с теми причинами, которые доставляли максимум рекламаций. Да и самые крупные покупатели всегда встречали самое большое внимание к своим потребностям, а мелкие, соответственно, получали то, что останется.
Так что ситуация с "принципом Парето" во многом аналогична ситуации с мольеровским персонажем, неожиданно узнавшим, что он говорит не просто так, а прозой. Поэтому должны быть более глубокие причины отсутствия особых результатов принципа, нежели элементарное незнание. Что же мешает? Возможно, какие-то отдаленные нежелательные эффекты? А может с ним самим не так просто? Надо разобраться.

Как работает ПРИНЦИП ПАРЕТО в тайм-менеджменте.  20% клиентов определяют 80% доходов компании. Принцип Парето Применительно к практике управления.

Как известно, уважение к авторитетам состоит в почтительной независимости от их мнения. Один научный авторитет - В. Парето - увидел закономерность. Другой научный авторитет, Дж. Джуран, возвел эту закономерность в общий принцип. А нам?... Нам, следовательно, остается понять ее, чтобы правильно применять. Понять - значит, разобраться в глубинных причинах, порождающих это явление.
2. Что будет, если...
Предположим, что мы умело и последовательно применяем "принцип Парето" на своем предприятии для оптимизации ассортимента (технологию анализа оставим в стороне). 20% всех продуктов - это лидеры, приносящие 80% всех доходов. Оставшиеся продукты делятся на середнячков и аутсайдеров (предположим, 60 и 20%, соответственно). Избавимся от продуктов-неудачников. За середнячков примемся позже.
Если "принцип Парето" объективен, то он должен соблюдаться и для сокращенного ассортимента. То есть, 20% сокращенного ассортимента опять должны давать 80% всего дохода? Ну, это вряд ли: теперь доля лидирующей группы продуктов составит примерно 25% оставшегося ассортимента. После серии сокращений продуктов-аутсайдеров из числа середнячков предприятие окажется привязанным к очень узкой группе товаров - вплоть до одного, когда все 100% прибыли будет создаваться только одним продуктом.
Но от сокращения ассортимента только сначала тепло и приятно. Избавление от продуктов ведет к падению долговременной конкурентоспособности, которое поначалу представляется даже ее возрастанием из-за роста рентабельности. Потом обязательно придется обновлять продукт, что всегда труднее, дороже и рискованнее, чем сокращение ассортимента. А ошибка с исключением аутсайдера или чрезмерной установкой на лидера может иметь летальный исход для предприятия. Наиболее отчетливо это можно увидеть на примере любого торгового предприятия: что будет с ним, если оно твердо пойдет по пути всемерного сокращения продуктов-аутсайдеров? Плохо ему будет.
Продавцы это понимают прекрасно: если оставить на полках только ходовые товары, то покупатели будут покупать их у тех конкурентов, кто оставил на полках и малоходовые товары, которые хоть и реже, но покупаются все равно.
Не лучше ситуация у производственников. Например, руководство одного завода (г. Белая Церковь) вознамерилось стать монополистом по выпуску некоей, быстро изнашивавшейся массовой запчасти для железнодорожных вагонов. И пока вкладывались огромные средства в оборудование и оснастку для производства этой запчасти, конкуренты тоже вкладывали огромные средства, но в расширение производства убыточных в то время групп ассортимента. А спрос на ту запчасть вскоре резко упал, тогда как бывшие аутсайдеры за три-четыре года переместились в лидеры. Завод пришлось , прибегая не столько к , сколько к . И процесс оздоровления только в самом начале.
Сомневающиеся читатели могут провести эксперимент (мысленный, конечно) с собственным предприятием и проверить, насколько плачевным будет итог. Вообще говоря, к любому управленческому новшеству следует подходить именно так: проверить изменение состояния предприятия и окружающей его среды при длительном (или неоднократном - итерационном) применении этого новшества путем моделирования. Лучше - при очень длительном и многократном: чем больше, тем отчетливее и заметнее не только полезные последствия, но и, что важнее всего, нежелательные.
Получается, что "принцип Парето" применять к ассортименту нельзя, а если и можно, то очень осторожно. Странный инструмент управления.
Тем не менее, предположим, все прошло хорошо, и ассортимент сократился до одного продукта, имеющего практически неограниченный во времени спрос (хлеб, например, или прищепки). Где теперь будет проявляться "принцип Парето"? Если продукт один, то следует ожидать, что меньшая часть продукта будет создавать большую часть дохода согласно постулированной всеобщности принципа. Но продукт-то продается целиком! Следовательно, надо рассмотреть продукт как совокупность его характеристик. Создание каждой характеристики требует своей доли затрат по производству этого продукта и можно ожидать, что эффективность этих затрат распределяется в соответствии с .
Здесь уместно вспомнить о концепции тотального управления качеством (TQM), в соответствии с которой все затраты на производство продукта рассматриваются как затраты на создание качества этого продукта. То есть, все усилия и затраты, которые идут на создание ненужных потребителю характеристик продукта, будут напрасными. Следовательно, можно выбросить, для начала, аутсайдеров? Увы, не получится из-за системных эффектов. Почему?
Рассмотрим для наглядности бригаду сборщиков. Можно ли полагать, что 20% из них дают 80% результата? Нет, конечно: исключение даже одного человека из конвейерной цепочки обесценит работу всей бригады - конвейер остановится. А ведь рабо

В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота.  Литература. Стерлигова А. Н., «Управление запасами широкой номенклатуры.

В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота.  1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии 6 1.1. Понятие, виды и категории материальных запасов 6 1.2.

Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time ("просто своевременно").  Таким образом, согласно принципу Парето, детальный анализ 20 % позиций на 80 % позволяет контролировать систему, будь то