Проблемы платежной системы россии 2015

rsue.ru›Res/OP_VPO_FGOS/B…платежные системы.docПоказать ещё с сайтаПожаловаться

Статья - Журнал Проблемы современной экономики На главную страницу Новости Информация о журнале Подписка на журнал Реклама в журнале Контакты ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English Тематика журнала Текущий номер Анонс Список номеров Найти Редакционный совет Редакционная коллегия Представи- тельства журнала Правила направления, рецензирования и опубликования Научные дискуссии Семинары, конференции Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук
Мищенко С. В.
доцент кафедры финансов и кредита Университета банковского дела Национального банка Украины (г. Киев),
доктор экономических наук
Роль платежных систем в обеспечении устойчивого развития национальной экономики В статье исследовано функционирование платежной инфраструктуры и предложены направления регулирования платежных систем в процессе формирования национального платежного пространства с целью повышения устойчивости функционирования кредитно-финансовых институтов национальной экономики Ключевые слова: регулирование платежных систем, национальная платежная система, платежная инфраструктура, экономическая безопасность, платежные инструменты, Украина УДК 336.74 + 338.14 Стр: 163 - 167
Вводные замечания. Построение национальной платёжной системы — важнейшая функция любого центрального банка страны, для Банка России — особенно. Отметим, еще в 2010 году в России предполагалось создать национальную систему платёжных карт и в соответствии с проектами федеральных законов «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «О национальной платежной системе» запретить обрабатывать российские транзакции за рубежом. Из материалов WikiLeaks [18] впоследствии выяснилось то, что на это обратили внимание сотрудники посольства США в Москве, озаботившиеся потерей для американских компаний VISA и MasterCard рынка с годовым доходом в 4 млрд долл. В своей депеше они писали: «Мы рекомендуем высокопоставленным госслужащим США воспользоваться встречами с их российскими коллегами ... и оказать давление на российских госслужащих с целью такого изменения законопроекта, чтобы гарантировать, что интересам американских платежных компаний не будет нанесён ущерб». Цель была достигнута. Ответственные работники Минфина РФ сделали всё для того, чтобы Законы были приняты в редакции, нужной для компаний США. Сколько это им стоило? — остаётся тайной; можно лишь высказать догадку: обычно цена такого рода посреднических услуг доходит до 5 процентов.

21.12.2015 г. 0. «Черный ящик» СУ-24 до сих пор не удалось расшифровать. ГлавнаяЭкономика У России начались проблемы с платёжными системами Visa и Mastercard.

Однако в 2014 г. проблема безопасного функционирования российской платежной системы из экономической переросла в политическую. Отказ международных платежных систем VISA и MasterCard от обслуживания операций по платежным картам ряда российских банков стал мощным стимулом для ускорения процесса построения национальной платёжной системы. Поведение международных платежных систем, продиктованное санкциями США, подстегнуло монетарные власти России срочно заняться проблемами безопасности и бесперебойно­сти осуществления внутрироссийских операций по банковским картам: а) была поставлена задача организовать межхостовые соединения между банками, вследствие чего все выпущенные в России карты должны приниматься во всех банкоматах и POS-терминалах внутри страны; б) учреждена Национальная система платежных карт (НСПК), оператором которой стало новое ОАО, подконтрольное ЦБ РФ; в) внесены необходимые изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Динамичное развитие платежных систем, формирование новых механизмов функционирования платежной инфраструктуры, появление новых видов платежных инструментов и форм расчетов, происходящие в последнее время, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе затрагивают и сферу экономической безопасности государства. Эти изменения в сфере функционирования платежных систем обуславливают необходимость разработки современных подходов к совершенствованию их регулирования с целью повышения эффективности влияния платежных и расчетных механизмов на обеспечение стабильного экономического роста и экономической безопасности государства. Анализ современных исследований по вопросам функционирования платежных систем свидетельствует о том, что финансовые системы национальных экономик очень чувствительно реагируют на любые изменения в платежном пространстве.
Отметим, что Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария) включает в структуру национальной платёжной системы: 1) комплекс платежных инструментов для инициирования и перевода денежных средств; 2) платежную инфраструктуру для обработки и передачи платежной информации от плательщика к получателю денег; 3) финансовые институты, ведущие денежные счета и предоставляющие платежные инструменты и услуги, а также иные организации, являющиеся операторами различных операционных и клиринговых сетей; 4) систему рыночных соглашений по созданию платежных инструментов и услуг и формированию цен на них; 5) законы, стандарты, правила и различные процедуры, устанавливаемые законодательными и регулятивными органами для механизма расчетов [2, p. 79]. Статья 3 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» трактует национальную платежную систему гораздо уже, а именно, как «совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)».

16:58, 30 Марта 2015. Угроза проблем Visa в РФ: стоит ли бояться за свои деньги.  С 1 апреля международные платежные системы должны проводить все операции в России через НСПК.30 марта 2015

Надежная и безопасная национальная платежная инфраструктура является залогом эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны. Посредством отдельных платежных систем осуществляются значительные объемы переводов денежных средств, поэтому нарушения в их работе могут вызвать системные риски и негативно отразиться не только на финансовой стабильности, но и на экономической безопасности государства в целом. Поэтому главная задача регулирования деятельности платежных систем со стороны центрального банка состоит в содействии интеграции отдельных платежных систем и создании единой розничной платежной инфраструктуры для всех видов платежных инструментов, а также в обеспечении безопасного и эффективного функционирования платежного рынка.
Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ по данной проблеме и высокий уровень ее разработанности [см. напр. 1; 2; 3; 5; 6; 16], актуальным остается дальнейшее исследование теоретико-методологических основ и научно-практических подходов к формированию национального платежного пространства, форм и методов регулирования платежных систем, организации безналичных платежей и расчетов с целью обеспечения платежной и экономической безопасности государства.
Особенности функционирования национального платежного пространства и платежной инфраструктуры. Приоритетной задачей центральных банков большинства стран мира является создание национального платежного ландшафта, предполагающего установление единого набора правил и процедур для всех участников платежной инфраструктуры, а также унификацию системы управления рисками, обеспечивая тем самым более высокую эффективность и безопасность осуществления расчетов и платежей внутри государства. Основной целью создания национального платежного пространства являются: повышение безопасности и эффективности проведения платежей, клиринга, расчетов, снижение рисков, повышение уровня прозрачности и укрепление финансовой стабильности. Это достигается путем: а) повышения уровня доступности и обеспечения бесперебойности функционирования платежной инфраструктуры; б) стимулирования использования новых инструментов безналичных расчетов и платежей; в) снижения рисков использования инструментов платежных систем, платежными организациями которых являются нерезиденты; г) снижения рисков зависимости от платежных организаций международных платежных систем, в частности рисков, обусловленных непредсказуемостью изменений в политике и операционных правилах платежных систем, а также отсутствием у центрального банка возможности влиять на эти процессы; д) снижения рисков, связанных с введением платежными системами дополнительной оплаты или повышением существующих тарифов за платежные услуги; е) развития механизмов регулирования безналичного денежного обращения, обеспечения его устойчивости и эффективности посредством установления правил, форм, видов, стандартов и сроков проведения безналичных расчетов; ж) снижения рисков, связанных с невозможностью быстрого восстановления работоспособности рынка платежных карт и обеспечения доступа клиентов к средствам на текущих счетах в случае отключения по техническим или иным причинам от авторизационных шлюзов и каналов платежных систем.
С целью обеспечения безопасного и бесперебойного функционирования национального платежного пространства участники платежной инфраструктуры особое внимание должны уделять управлению рисками: правовыми, кредитными, депозитарными, риском ликвидности, операционными и другими. При этом следует отметить, что риски платежных систем имеют специфический характер и связаны, прежде всего, с высоким уровнем сложности информационных систем и их инфраструктурного обеспечения, динамичной операционной средой, обусловленной изменением техники, технологий, каналов передачи информации, форм учета и отчетности. Специфика рисков платежных систем состоит в том, что их вероятность невелика, однако они очень сложны, а их экономические последствия могут быть значительными, а иногда и непредсказуемыми. Кроме того, следует отметить, что платежная система может и сама порождать риски. Это касает

Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА.  С целью развития безналичных и электронных платежей и национальной платежной системы в России в 2012 г. также был создан Национальный платежный

ТАСС НОВОСТИ на тему: национальная платежная система в России 2014 - последние новости, мнения экспертов.  Первые карты национальной платежной системы "Мир" будут выпущены в декабре. 20 августа 2015, 18:27.

Опрос платежных компаний и банков: проблем с Visa, MasterСard не будет. 15:52 28.09.2015. Суть возможных сложностей с платежной системой Visa связана с тем, что она перевела свои транзакции внутри России в НСПК довольно поздно. 3 апреля 2014