Развитие факторинга в россии рынок факторинга

Анализ развития рынка факторинговых услуг в России 13 2.3. Перспективы развития факторинга в России 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 ПРИЛОЖЕНИЯ 26 ВВЕДЕНИЕ.

РАЗВИТИЕ ФАКТОРИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Усольцева А.Г.
Самый новый продукт на российском рынке, который осваивают банки и специализированные компании, - факторинг, инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала малых и средних предприятий факторинг - это финансирование оборотного капитала, что выгодно отличает его от лизинга, который может применяться только для поставок оборудования и других материальных средств. Фактор (поставщик услуги факторинга) берет на себя инкассацию задолженности клиента и риск неплатежа, выступая еще и в качестве страховщика финансовых рисков. Все это делает факторинг очень удобным для малого бизнеса. При оформлении факторинговой сделки внимание банка привлекает кредитоспособность не самой компании, а ее клиентов, поэтому получить факторинг легче, чем кредит.
Численность малых предприятий в клиентских базах кредитных организаций в 2008 г. по сравнению с первым полугодием 2007 года снизилась, но их вклад по объемам уступленных требований вырос с 15,9 до 30,1%. В абсолютном выражении объемы факторинга по малому бизнесу увеличились в 3,3 раза, в то время как по среднему и крупному бизнесу прирост составил всего 46 и 44%. Перспективность развития факторинга для малого и среднего бизнеса, очевидна: больше возможностей по увеличению клиентской базы, высокий уровень диверсификации портфеля, значительный потенциал роста в связи с развитием клиентов. [4]
В основном потребность в этих услугах появилась у торговых компаний. На рынок активно вышли торговые сети, действующие супермаркеты постоянно увеличивают количество открываемых магазинов. Однако поставщикам ставятся условия об отсрочке платежа от 30 до 90 дней. Такая отсрочка платежа покупателей за поставленный товар или предоставленные услуги влечет за собой в большинстве случаев нехватку оборотных средств, необходимых для закупки сырья, расчетов с поставщиками, расширение ассортимента и рынков сбыта.
При этом предоставление отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом для работы с покупателем. Естественно, у коммерческих структур нет собственных оборотных средств для вхождения и поддержания необходимого объема поставляемого товара. Отсюда и появляется потребность в заемных ресурсах. Наиболее приемлемая услуга для кредитования оборотного капитала -факторинг.
Рис.1 Факторинговые операции
На рис.1 номерами 1-5 обозначены следующие операции:
1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. Обеспечительская уступка права требования долга по поставке фактору.

factoring; bank factoring; the problem of factoring in Russia; solutions. УДК 338. Факторинг в России – сравнительно молодой финансовый инструмент и в настоящее время находится на начальных этапах своего развития

3. Предоставление финансирования клиенту (80% суммы, указанной в накладной) сразу после поставки.
4. Оплата поставленного товара.
5. Выплата остатка средств (20% суммы, указанной в накладной) после оплаты покупателем за минусом комиссии.
Факторинг эффективен, прежде всего, на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Клиенты факторинговой компании представлены, как правило, мелкими и средними организациями. Используя факторинговые операции, фирма не только приобретает хорошую репутацию, но и может рассчитывать на скидку за немедленный платеж обычно в размере 2-3% суммы платежа. Поставщики получают деньги немедленно, уменьшают свой риск, связанный с возможной платежеспособностью клиента, и впоследствии могут предоставить предприятию лучшие условия платежей.
Факторинг предполагает наличие коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и
оформляемые открытым счетом. Последнее означает, что продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарораспределительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя.
Спрос на факторинг подхлестывает и потребительский бум в стране - в минувшем году розничная торговля стала одним из самых динамичных секторов российской экономики.
Предпосылками для такого развития служат не только высокие темпы роста розничного товарооборота, но и стремительное развитие лидирующих компаний отрасли. Несомненно, бум потребительского кредитования косвенно способствовал успешной работе компаний-факторов - у клиентов появились деньги, они больше покупали в рознице, розница больше покупала у поставщиков, поставщики чаще обращались за помощью к специалистам в области факторинга.
Несмотря на интерес к факторингу со стороны банков, количество игроков на рынке растет очень медленно - хотя сегодня финансовый рынок предлагает не просто финансирование под уступку прав требований, а целый комплекс услуг, как и положено в классическом факторинге. Это и управление задолженностью, и взыскание, и юридическое сопровождение, и страхование.
Комиссия за факторинг складывается за счет трех составляющих. Первая - это плата за обработку документов, вторая - за административное управление, которое включает в себя учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление подробных отчетов, контроль своевременности платежей, работу с дебиторами и консультирование клиентов. Третья составляющая - стоимость денег. Тарифы разработаны таким образом, чтобы стимулировать клиента на развитие бизнеса. Так, при определенном увеличении оборотов и количества постоянных покупателей комиссия за факторинг становится практически равной платежу за кредит.

В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо.  – 208 с. 5. Имамалиева С. Г. – Развитие и оценка российского рынка факторинга - РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2009 6. http

Рынок факторинга в первом полугодии 2008 года стал чемпионом среди всех сегментов финансового рынка: темп прироста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 82,1%, а совокупный объем денежных требований, уступленных факторам, достиг 346,8 млрд. рублей. Высокая оборачиваемость факторингового бизнеса позволила быстро адаптировать политику размещения и привлечения ресурсов к новым условиям и не снижать темпов роста. [4]
Факторинговые операции подразделяются на регрессные (возвратные, «с оборотом») и безрегрессные («без оборота»).
На сегодняшний день в России, по данным агентства «Эксперт РА», факторинг без регресса составляет лишь небольшую долю от общего объема сделок - около 10%. В мире безрегрессный факторинг в 2006г. составил 40%. Такой низкий процент безрегрессных сделок на российском рынке факторинга объясняется тем, что большинство российских факторинговых компаний полагаются на платежеспособность своих клиентов, предлагая в основном факторинг с регрессом. Этот факт обусловлен отсутствием у большинства факторинговых компаний статистической базы клиентов и дебиторов. Для того, чтобы работать по «безрегрессу», факторам приходится проводить тщательный анализ дебиторов с тем, чтобы всю ответственность за произведенное финансирование несли дебиторы (факторинг без регресса). Тем не менее, лидеры рынка, обладающие мощными статистическими данными, готовы работать с «безрегрессом».
Суть регрессного факторинга заключается в том, что в случае непоступления в определенный срок денег от покупателя поставщик-клиент должен вернуть финансирование, полученное по договору факторинга и уплатить вознаграждение финансовому агенту. За просрочку в возврате финансирования предусматривается факторинговая комиссия. Таким образом, риск неоплаты дебиторской комиссии лежит на поставщике, а не на финансовом агенте. Факторинг с регрессом включает в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме он-лайн. Срок выплаты финансирования в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс.
Безрегрессный факторинг состоит в том, что риск невозврата долгов несет фактор (финансовый агент). Фактор финансирует поставщика-клиента и самостоятельно разбирается с взысканием дебиторской задолженности с дебитора (должника). Факторинговая комиссия при безрегрессном факторинге выше, чем при регрессном, что вполне объяснимо: поставщик-клиент платит за риск финансового агента, который тот несет при финансировании под уступку права требования дебитора (должника). Это новый продукт, предложенный на российском рынке в 2004г., обеспечивающий регулярное увеличение оборотного капитала и защиту потерь по поставкам. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой во всем мире схеме. Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса в случае невыполнения покупателем обязательств. При этом клиент самостоятельно выбирает дебиторов, по которым заинтересован получит защиту от рисков и финансирование. Срок выплаты финансирования по договору - любой день, включая день предоставления документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.
Темпы роста факторингового рынка были практически прерваны на взлете финансовым кризисом, который перерастает в экономический. В итоге, для клиентов по факторингу ставка составляет как минимум около 27-35% годовых. В связи с возросшими процентными ставками, в том числе по факторингу, ожидается рост стоимости продукции для конечных покупателей, что частично может компенсировать возросшие затраты для поставщиков. Но полностью отсрочки платежа не исчезнут с рынка. Следовательно, факторинг останется востребованным. Заместить факторинг другими кредитными продуктами полностью и комплексно невозможно. Более того, факторинг и его дальнейшее развитие являются одним из способов рыночного регулирования своевременного обеспечения денежными средствами предприятий реального сектора экономики.
С сентября 2008 года Factorings.ru отмечает многократно возросший спрос на услуги факторинга со стороны представителей малого и среднего бизнеса, однако, этот спрос не удовлетворен. Повышение спроса на услуги факторинга осенью - это нормальная тенденция, которая прослеживается на протяжении последних двух лет, но то, что происходит на рынке сего

Максименко О. Факторинг скорее жив, чем мертв. — www.finansmag.ru/95801/; Маханова Т.А. Деньги и кредит. Рынок факторинговых услуг в услуовиях кризиса и посткризисного развития экономики России. — tula

В таблице 1 отражено развитие факторинга в России на 2012 год. [4]. Таблица 1.  Еще пять лет назад их доля на рынке факторинговых операций составляла всего 8 % к объему уступленных требований, а в 2012 г. она составила 18 %. 2 декабря 2014

факторинга в России (российский рынок факторинга ежегодно увеличивается на 80&ndash-100% последние три года), потенциал развития и  В России граница между двумя этапами несколько размыта: многие банки заявляют услугу Full factoring, но на