Реинжиниринг бизнес-процессов при реструктуризации предприятия

bwbooks.net -> Добавить материал -> Экономика -> Тельнов Ю.Ф. -> "Реинжиниринг бизнес процессов" -> 5.  Процессный подход к реструктуризации предприятий. Как показывает опыт множества российских предприятий, успешно осуществивших

Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы реинжиниринга бизнеса
1.1. Объективные предпосылки проведения реинжиниринга
1.2. Место реинжиниринга в модели организационных преобразований
Глава 2 Методология реинжиниринга промышленного предприятия 48
2.1. Концептуальная модель проектирования процессно-ориентированной компании 48
2.2. Методика анализа структуры управления и производства для целей перепроектирования 67
2.3. Методика проектирования системы управления, ориентированной на бизнес-процессы 75
Глава 3 Технология проведения реинжиниринга бизнеса
3.1. Анализ существующей модели бизнеса
3.2. Методы реорганизации компании с целью реинжиниринга
3.3. Критерии выделения бизнес-процессов
3.4. Формирование внутренних цен потребления
3.5. Организационно-экономические условия проведения реинжиниринга бизнеса
Заключение
Литература
Объективные предпосылки проведения реинжиниринга
Место реинжиниринга в модели организационных преобразований
Концептуальная модель проектирования процессно-ориентированной компании
Анализ существующей модели бизнеса
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными. Реинжиниринг, направленный на перепроектирование бизнес-процессов для достижения радикального улучшения деятельности предприятия, является одним из самых современных инструментов такого типа. Основы этой теории были заложены в США в 1984-1990 г.г. и с тех пор методологию реинжиниринга используют в своей работе крупнейшие компании - лидеры мирового ранка, значительно улучшая результаты своей деятельности.
Широкое развитие теории и практики реинжиниринга бизнеса связано с тем, что доминирование функционального подхода в управлении, обеспечивая эффект от разделения труда, порождает множество проблем. Во-первых, вертикальные организационные структуры приводят к тому, что процесс разделяется между различными подразделениями. Это приводит к сбоям из-за недостаточной координации работы и противоречивости целей различных подразделений в рамках одного процесса и разделения ответственности за его осуществление между различными подразделениями. Во-вторых, функциональные подразделения прямо не заинтересованы в общих результатах деятельности, так как оценка их работы мало связана с общим итогом деятельности компании в целом. В-третьих, в вертикальных структурах, ориентированных на функциональное разделение труда, чрезмерно усложнен обмен информацией по горизонтали из-за бюрократических процедур и жесткой иерархичности управления. Результатом такого управления нередко служат потери фактических и потенциальных клиентов.

Некоторые из описанных мер реструктуризации могут стать элементами "реинжиниринга бизнес-процессов" (Business Process Reengineering, BRP), который, в отличие от реструктуризации, предполагает коренную

Дополнительно усиливает необходимость масштабной реорганизации реинжинирингового типа одна из глобальных тенденций мировой экономики -индивидуализация потребительского поведения. В условиях высокого уровня насыщения спроса и доступности информации о производимых товарах и услугах выигрывает та компания, которая способна максимально гибко реагировать на запросы потребителей. Функционально-ориентированные структуры изначально не предполагают возможность такой степени учета изменений в потребительских предпочтениях.
В теории реинжиниринга накоплен существенный научный и практический материал, однако, преимущественно изложенный в трудах зарубежных ученых. М. Хаммер и Дж. Чампи первыми изложили концепцию, принципы и основные особенности проведения реинжиниринга. И. Якобсон предложил разделить процессы на внутренние и внешние. Д. Бюрде определил соотношение реинжиниринга и системы управления качеством как концепций реорганизации управления. Ф. Хилл и Л. Коллинз оценили роль реинжиниринга бизнес-процессов в реализации долгосрочной организационной стратегии. В. Морено сформулировал социальные предпосылки проведения организационного реинжиниринга.
Отечественные исследователи Е.Г. Ойхман и Э.В. Попов представили общую методологию проведения реинжиниринга на основе интегрированного подхода и описали некоторые инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. В.Г. Медынский, СВ. Ильдеменов выделили особенности реинжиниринга инновационного предпринимательства. М.В. Бородатова и B.C. Горчаков акцентировали внимание на использовании информационных технологий в ходе проведения реинжиниринга.
Однако в российской экономической литературе тема реинжиниринга разработана недостаточно и освещена, как правило, с точки зрения описания принципов и опыта проведения реинжиниринга бизнес-процессов. И в России, и за рубежом опубликовано незначительное число работ, предлагающих конкретные технологии, инструментальные средства и методы реализации реинжиниринга бизнеса, что предопределяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является создание концептуальной модели бизнеса, включающего проектирование системы производства, управления и учета хозяйственной деятельности, универсально адаптированной к динамически изменяющимся свойствам внешней среды.

Реинжиниринг бизнес-процессов как инструмент реструктуризации предприятия.  Понятие «реинжиниринг бизнес-процессов» (Business Process reengineering) возникло примерно 10 лет назад и с тех пор вызывает растущий

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- исследовать объективные предпосылки проведения реинжиниринга;
- разработать модель организационных преобразований и определить в ней
место реинжиниринга;
- построить концептуальную модель проектирования процессно ориентированной компании;
- определить методы анализа структуры управления для целей
перепроектирования;
- разработать методику проектирования системы управления,
ориентированной на бизнес-процессы;
- определить последовательность и методы анализа существующей модели
бизнеса для реинжиниринга;
- разработать рекомендации по формированию внутренних цен потребления;
- обосновать алгоритм и условия проведения реинжиниринга на
промышленных предприятиях.
Объектом исследования послужили предприятия и организации промышленности.
Предметом исследования является механизм реинжиниринга бизнес-процессов компании и совокупность производственно-хозяйственных отношений, возникающих в связи с его использованием.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы зарубежных и отечественных ученых, посвященные данной тематике. Для достижения выбранной цели и реализации поставленных задач диссертационного исследования автор опирался на методы диалектического, логического, и экономического анализа, а также использовались системный, нормативный, сравнительно-правовой и другие методы. Основные положения, выносимые на защиту.
1. Реинжиниринг бизнеса включает в себя преобразование функциональных подразделений в команды бизнес-процессов, ориентированные на выпуск продукта (продуктов) и конкретного потребителя, следствием этого должно стать кардинальное снижение вертикали и расширение горизонтали управления, а также внедрение системы текущего мониторинга деятельности предприятия и подразделений для принятия оперативных решений.
2. Разделение структуры производства и управления на команды бизнес-процессов является следствием трансформации рынка сбыта и новых требований, предъявляемых к его участникам, в первую очередь, в предоставлении покупателю права выбора. Такое право обеспечивается за счет производства товаров, выполненных на основе индивидуальных заказов потребителей, многовариантности комплектации стандартной продукции, предоставления сопутствующих услуг и гибкой стоимостной политики.
3. При проведении реструктуризации полезным аналитическим инструментом может служить модель организационных преобразований, которая представляет собой описание траектории производимых изменений, включает четыре ключевых переходных состояния относительно параметров «времени» и «степени организационных преобразований» и определяет место реинжиниринга как радикального перепроектирования бизнес- процессов в организационных трансформациях.
4. Для проектирования процессно-ориентированной компании необходимо представить ее структуру как некий координационный центр, внутри которого находится множество объектов хозяйственной деятельности, разделенных по признаку производимого ими продукта. Имущественный и
стоимостной учет продукта потребления и продукта деятельности каждого процесса позволяет рассматривать каждый процесс как обособленный хозяйственный субъект в рамках единой корпоративной системы.
5. В ходе реинжиниринга бизнеса все функциональные подразделения предприятия должны быть преобразованы в команды бизнес-процессов, выделяемые по принципу ориентации на конечного потребителя, при этом часть из них будет работать на внутреннего потребителя. Проектирование и внедрение бизнес-процессов компании целесообразно осуществлять в последовательности следующих их категорий: определяющие структуру компании системные подразделения (совет директоров и совет руководителей команд бизнес-процессов), информационно-аналитический центр, подразделения, производящие продукт внешнего потребления, подразделения, производящие продукт внутреннего потребления.
6. Формирование внутренних цен потребления товаров и услуг командами бизнес-процессов для оценки результативности их работы должно базироваться на рыночной стоимости аналогичных товаров, услуг и аренды аналогичных средств производства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концептуальной модели реинжиниринга многопрофильных предприятий с точки зрения не отдельно взятых бизнес-процессов, а всей структуры бизнеса, отвечающей системным требованиям.
Новизна научных результатов заключается в следующем.
1. Комплексно дополнен теоретический анализ сущности реинжиниринга бизнес-процессов с точки зрения системы управления предприятием действующей в рамках единых стандартов и специфических целей, определено его соотношение с организационным инжинирингом, реструктуризацией и другими формами реорганизации предприятий.
2. Разработана аналитическая модель организационных преобразований, описывающая возможные этапы и вариацию существенных изменений в
траектории движения фирмы в зависимости от ключевых переменных, определяющих выбор темп

7.2 Реинжиниринг бизнес-процессов. 67. 7.3 Реализация инновационных проектов.  83. Тема 9 Технология разработки программы реструктуризации 88. 9.1 Проект реструктуризации предприятия. 1 января 2001

Реинжиниринг - комплексное преобразование политики управления предприятием.  Реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering).  Реинжиниринг требует решительных действий по реструктуризации бизнеса в целом, как за счет

. Модель реинжиниринга бизнес - процессов организационно - управленческой структуры промышленных предприятий.  Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие. — М.: Высшая школа, 2000.