Система показателей оценки страхового рынка

rea.ru›ru/org/cathedries…М2.В…страхового рынка.pdfПоказать ещё с сайтаПожаловаться

Анализ финансового состояния компании — составная часть анализа бизнеса и отправная точка для выработки вариантов дальнейшего его развития.
Как уже неоднократно отмечалось, цикл управления компанией включает в себя этапы постановки целей, планирования, мотивации и исполнения, контроля.
Такой подход характерен как для стратегического управления, в рамках которого разрабатывается бизнес-идеология компании, и ставятся долгосрочные (качественные) цели, так и для оперативного управления, задачей которого является поддержание пошаговой реализации целей, поставленных на стратегическом уровне.
Бюджетное управление как составная часть оперативного финансового управления также проходит поэтапно. Значение этапа анализа заключается в следующем:
1) на уровне всего периода планирования — в оценке соответствия значений планируемых и достигнутых финансовых показателей;
2) на уровне текущего управления — в оценке отклонений достигнутых значений показателей от запланированных для данного периода.
Финансовое положение страховщика можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — платежеспособность и финансовый результат, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам и быть самоокупаемым. В долгосрочной перспективе — капитализация компании.
Применяются следующие методы финансового анализа: структурный, факторный, маржинальный (анализ безубыточности) и анализ отклонений.
Структурный анализ проводится в рамках бюджетного управления для оценки вклада отдельных статей доходов и расходов в общую величину бюджета за рассматриваемый период и их влияния на динамику изменения бюджета. По результатам анализа делается вывод о том, какие из частей внесли наибольший (или наименьший) вклад в конечное значение показателя.
Факторный анализ проводится для оценки соответствия достигнутых показателей (в том числе и по плановым данным) тем значениям, которые компания рассматривает для себя в качестве нормативных, а также для оценки степени влияния одних статей на другие и на общие показатели деятельности компании через систему коэффициентов.
Из множества видов факторного анализа для бюджетного управления целесообразно выделить следующие его виды:
а) анализ системы показателей;
б) анализ комплексного показателя «возврат на инвестиции» (КеШгп оп 1пуе$1теп1;$ — К01).
При использовании системы показателей выбирают ключевые для данного анализа показатели, считывают и сравнивают между собой за различные периоды, а также с принятыми нормативными значениями. Выделяют следующие ключевые показатели применительно к страховой деятельности:

Предложенная нами система показателей оценки деятельности ОВС, в зависимости от практической необходимости, может  ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА "АНКИЛА" РЕКОМЕНДУЕТ: Взаимное страхование в системе страховых рынков зарубежных

1) имущественное положение — соотношение собственных и привлеченных (страховые премии) средств;
2) ликвидность — возможность вывода инвестированных страховых резервов и собственных средств из инвестиционных инструментов без потерь в заданное время;
3) финансовая устойчивость — техническая платежеспособность страховой компании (см. в 2.5);
4) рентабельность — отношение финансового результата к объему страховой премии за планируемый период или к объему собственных средств.
При анализе системы показателей изучаются бюджеты и бухгалтерская отчетность. В качестве дополнительных показателей рассматриваются:
а) деловая активность, оцениваемая путем сравнения, например, дохода от основной деятельности (суммарная страховая премия) с величиной собственных средств, свободных от каких-либо обязательств;
б) соотношение темпов роста прибыли, доходов и активов; при этом компания признается эффективно функционирующей, если одновременно соблюдаются следующие условия («золотое правило» экономики страхования):
- скорость прироста прибыли выше нуля (т.е. наблюдается устойчиво возрастающий рост прибыли);
- темп роста прибыли выше темпа увеличения страховой премии;
- темп увеличения собственных средств не ниже темпов роста страховой премии.
Анализ показателя «возврат на инвестиции» можно рассматривать как наиболее важный для бюджетного управления вид факторного анализа, поскольку он показывает эффективность бизнеса с точки зрения собственника, вкладывающего в него деньги, т.е. на самом верхнем уровне финансовой структуры. При этом анализируется финансовый результат, полученный на все средства, инвестированные собственниками в бизнес. Показатель К01 применительно к страхованию можно рассчитать как отношение андер-райтерского финансового результата за рассматриваемый период к величине дополнительно вложенных собственником средств в развитие страховой компании.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности). Цель его проведения заключается в оценке цены и объемов продаж страховых услуг, необходимых для полного покрытия всех затрат при нулевой прибыли. Фактическим примером маржинального анализа является решение задачи неразорения страховой компании (см. в 2.2). С помощью варьирования ценой, объемами продаж и условиями страхования можно выделить вклад каждого бизнес-процесса в финансовый результат, минимальный уровень продаж для выполнения условий неразорения страховщика и оценить такие дополнительные показатели, как запас финансовой устойчивости и операционный рычаг.

Показатель глубины рынка (отношение совокупной страховой премии к ВВП), в  Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 1361-р, указывается, что в системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.

Запас финансовой устойчивости характеризует, насколько текущий объем продаж страховщика выше минимально необходимого для обеспечения собственных расходов. Если рост продаж вызывает увеличение расходов, то запас финансовой устойчивости необходимо рассчитывать, подставляя в формулу (6.1) не абсолютные значения суммарной премии, а относительные, т.е. отношение суммарной страховой премии к расходам Р на ведение дела $сум/Рсум.
Операционный рычаг А применительно к страховой компании показывает, насколько изменится прибыль при изменении объемов продаж. Он рассчитывается по формуле
С помощью «операционного рычага» можно оценить уровень предпринимательского риска в страховании: чем больше его значение, тем меньше уровень прибыли с единицы продаж. Следовательно, рост продаж начинает сопровождаться ростом убыточности, что в итоге не обеспечивает прироста финансового результата. Для восстановления рентабельности необходимы управленческие решения, в частности, следует усилить андер-райтерский контроль.
Запас финансовой устойчивости и операционный рычаг могут быть рассчитаны как по всему портфелю, так и по видам страхования. Эти показатели связаны между собой, и при большом значении запаса финансовой устойчивости страховщик может позволить себе высокое (рисковое) значение рычага, так как зона убытков для него находится относительно далеко, а рост прибыли значителен. При нахождении возле точки безубыточности и соответственно бесприбыльности страховых операций страховщику необходимо строже следить за значением операционного рычага (контролировать бизнес-процессы андер-райтинга и урегулирования убытков), чтобы не попасть в зону убытков.
Для страховой компании, как и для любой другой предпринимательской структуры, желательно извлекать прибыль из своей деятельности. Прибылью (финансовым результатом), согласно ст. 247 Налогового кодекса, является полученный доход, уменьшенный на величину расходов, определяемых согласно положениям гл. 25 НК РФ.
Финансовый результат собственно страховой деятельности (продажи, андер-райтинг, сопровождение договоров и урегулирование убытков) можно оценить андер-райтерским финансовым результатом Фа, определяемым по формуле
Как видно из формулы (6.3), ключевыми областями управления финансовым результатом, на которых должен сосредоточить свои усилия финансовый менеджмент, являются:
1) продажи для повышения доходов;
2) андер-райтинг (селекция принимаемых на страхование рисков) с целью удержания убыточности не выше уровня актуарных прогнозов и по возможности ее снижения;
3) грамотное, в строгом соответствии с условиями страхования урегулирование убытков с целью удержания убыточности не выше уровня актуарных прогнозов;
4) комиссионные и аквизиционные расходы для повышения финансового результата.
Именно эти бизнес-процессы являются сутью страхования, они включают как центры доходов (продажи страховых услуг) и прибыли (андер-райтинг, урегулирование убытков), так и центры расходов — обслуживание договоров и перестрахование.
Контроль и регулирование финансовых показателей их деятельности (страховые тарифы, объемы подписанной и поступившей премии, объемы выплат, комиссионные и аквизиционные расходы и др.) образуют основу финансового менеджмента в целом и по основным видам страхования.
Для оценки итогового страхового результата к андер-райтерскому результату необходимо добавить инвестиционный доход от размещения средств страховых резервов и собственных средств и прочие доходы (арендные, консультационные и т.п.). В современных условиях жесткой ценовой конкуренции на мировом страховом рынке именно инвестиционный доход обеспечивает прибыль от страховой деятельности. Финансовый результат инвестиционной деятельности можно сформулировать следующим образом:
Очевидно, что финансовый результат инвестиционной деятельности напрямую зависит от объема инвестированных средств, доходности финансовых инструментов и расходов на инвестиционную деятельность.
Формулы (2.1)(2.6), (3.1)(3.3), (ЗЛО), (3.11), (6.3) и (6.4) вместе с ограничением (2.7) — (2.9) описывают основное содержание математической модели финансового менеджмента и позволяют оценить оптимальные значения ключевых управляемых показателей (ассортимент и цена страховой услуги, объемы продаж, расходы на ведение дела и т.д.) при решении прямой и обратной задач финансового менеджмента.
Однако покрытие производственных и операционных расходов, создание бухгалтерской прибыли, достижение положительного финансового результата могут оказаться недостаточными с точки зрения задач и интересов собственника бизнеса. Для более полной оценки результатов страховой деятельности применяют показатель экономической прибыли (есопогшс ргоГк — Пэ), учитывающий возможный доход от вложений капитала собственника в иные виды деятельности. Экономическую прибыль (Пэ) можно оценить следующим образом:
Экономическая прибыль, рассчитанная с учетом поте

оценки развития регионального страхового рынка показателями, выражающими влияние страхового рынка на  Санкт- Петербургский университет экономики и финансов, 1992. 272 с. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Формирование систем16 марта 2015

Скоринговая модель оценки риска страховых посредников.  Основные показатели страхового рынка росли медленнее, чем в 2012 году.  Место концепции А. Файоля в системе учений об управлении.

При этом оценка страхового риска (которую отметили как приоритетную 50  Рисунок 8. Факторы, способствующие росту страхового рынка в 2012 году.  Будучи наиболее важной составляющей страхового бизнеса, система управления