Сравнительные характеристики страховых фондов российских страховщиков

Медицинское страхование в США и России. Сравнительная характеристика.  500 страховых компаний (4,7 млрд. долл) Мелкие компании (90-95%)Крупные страховые компании Законодательное разделение компаний Российские страховщики

Главная — Страхование — Сущность социального страхования и его роль в условиях рыночной экономики
Сущность социального страхования и его роль в условиях рыночной экономики
На основе уточнения и дополнения таблицы, составленной проф. Ройком В.Д. в монографии «Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования» сравним эти два составных элемента социального обеспечения (см. Таблицу 1). В бывшем Советском Союзе, где конституционно исключалась сама возможность бедности для трудоспособных, практически не использовалась социальная помощь на основе тех принципов, которые приведены в таблице. Следствием этого и послужило использование термина социального обеспечения в так называемом широком и узком значении. То есть, с одной стороны, социальное обеспечение рассматривалось как система всех гарантий по обеспечению нетрудоспособных, включая социальное страхование, а с другой стороны, как одна из сфер таких гарантий, которая финансируется напрямую за счет бюджетных средств без целевой увязки доходов и расходов такого финансирования.
Таблица 1
Сравнительная характеристика социального страхования и социальной помощи
Признаки для сравнения
Социальная помощь
Социальное страхование
Источники финансирования
Финансируется за счет бюджетов разных уровней.
Финансирование обычно осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов нанимателей и трудящихся, с возможным участием государства
Степень охвата лиц, нуждающихся в социальном обеспечении
В соответствии с законодательством выплаты и другие виды помощи производятся определенным категориям нуждающихся после обследования их материального состояния.
Так как участие в социальном страховании для большинства занятого населения является обязательным, то социальное обеспечение, производимое на его основе, охватывает практически всех трудящихся и членов их семей
Основание для получения выплат по социальному обеспечению
Цель предоставления помощи - доведение уровня доходов лица до определенного обществом минимума с учетом ряда факторов (размеры семьи, обязательные выплаты и т.д.) При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц.
Право лица на пособие, как правило, основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости.
Степень зависимости размеров выплат по социальному обеспечению от прежних заработков
Размер пособия и другой формы помощи не связан с предшествующими уровнями заработной платы.

Размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти  Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 - 2017 годы >>.

Уровень взносов и выплат прямо связан с тем, кем является конкретное лицо (вдова, инвалид и т.д.) с его прежним или настоящим заработком.
Возможность дифференциации размеров выплат по социальному обеспечению социальными службами
Социальная помощь предполагает некоторую, определяемую законом, свободу действия при исчислении размера пособий.
Размер выплат четко регулируется законодательством
Итак, социальное страхование и социальная помощь как две сферы социального обеспечения, различаются в первую очередь по методам финансирования фонда социальной защиты, хотя, как указано в таблице 1 и будет рассмотрено в последующих главах, бюджетные средства могут участвовать в формировании фондов социального страхования.
Следует отметить, что Международной организацией труда используется классификация отраслей (видов) именно социального обеспечения, в том числе и потому, что в различных странах для проведения того или иного вида социального обеспечения могут использоваться и страховые, и бюджетные методы финансирования, кроме того, они могут дополнять друг друга. В соответствии с Конвенцией этой международной организации № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», выделяют 9 отраслей социального обеспечения:
- медицинское обслуживание,
- обеспечение по болезни,
- обеспечение в случае безработицы,
- обеспечение в старости,
- обеспечение в случае производственного травматизма, обеспечение по беременности и родам, обеспечение в случае инвалидности,
- семейные пособия,
- обеспечение в случае потери кормильца.
В основе данной классификации положены различные виды рисков, связанных с временной или постоянной потерей трудовых доходов или дополнительных затрат на медицинское обслуживание и воспитание детей. Очень часто отдельные виды таких рисков национальными законодательствами отдельных стран объединены в одну отрасль (или вид) социального страхования.
Например, пенсионное страхование может включать обеспечение и по старости, и по инвалидности, и в случае потери кормильца (Австрия, Испания, Канада, Швеция). Страхование на случай временной потери трудоспособности и в связи с материнством может объединяться со страхованием, связанным с обеспечением по болезни (в большинстве европейских стран). В других случаях, наоборот, отрасли социального страхования могут быть детализированы по возрастным категориям. В частности, в Японии среди видов социального страхования различают медицинское страхование, а также медицинское обслуживание лиц пожилого возраста. Чаще всего страховой метод социальной защиты связан с такими рисками, которые позволяют выделить следующие виды социального страхования:

Сравнительная характеристика систем социального страхования России, Великобритании, США и Германии.  Важнейшим в их числе является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

- старости, потери кормильца, инвалидности - пенсионное страхование;
- страхование на случай заболевания и родов;
- страхование на случай производственной травмы и профессионального заболевания;
- медицинское страхование;
- страхование на случай безработицы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что развитые системы социального страхования - это конкретные механизмы реализации гражданских свобод как работников, так и наемных служащих, с участием (но без диктата) государства по достижению высокого уровня социальной защиты работников. Обусловлено это тем, что в нем нашли органичное воплощение, казалось бы, полярные идеи: персональная ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективная ответственность, самопомощь и помощь государства, либерализм и социализм.
Таким образом, социальное страхование - это и продукт демократического общества и одновременно эффективный механизм его построения, так как позволяет в наиболее удобной форме проявить каждому из трех социальных субъектов (работодатели-работники-государство) ответственность и выполнить широкую гамму обязанностей.
Система социального страхования - это один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.
Отсюда можно сделать вывод, что действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем для страхования. При крайне высокой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно не достаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.
Внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
С помощью государственных социальных целевых внебюджетных фондов можно решать ряд задач:
- оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;
- обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;
- оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;
- финансировать пенсионное обеспечение.
Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.
Правом образовывать целевые социальные внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.
Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.
Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является прежде всего Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1.
Государственные социальные внебюджетные фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с законами.
Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Определенные полномочия по регулированию деятельности государственных целевых фондов возложены на органы Федерального казначейства. Г лавной задачей единой централизованной системы Федерального казначейства служит организация обслуживания государственного бюджета, а также регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и федеральными целевыми фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, в том числе целевых фондов.
← предыдущая страница следующая страница → 1 2 3 4

Пенсионная система США и россии: сравнительная характеристика. Подлипаева В.Г.  Помимо этого, существует возможность открыть и свой личный пенсионный счёт (в банках, паевых фондах, страховых компаниях).

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).  Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в  Таблица 1 Сравнительная характеристика систем социального страхования.

Фонд страховщика. Страховой тариф ( брутто-ставка) Как оформляется договор страхования.  1.3.Сравнительная характеристика страхового дела в Российской Федерации с зарубежным опытом 30.