Страховой рынок зарубежный опыт управления

Страхование в казахстане. Страховые компании, купить полис, новости страхового рынка, заказ страхового полиса в Алматы, рейтинги - Insur.kz.  Зарубежный опыт. 25.01.2015 15:57.25 января 2015

Информация
Исторические науки
Культурология и искусствоведение
Медицинские науки
Науки о Земле
Педагогические науки
Политические науки
Психологические науки
Сельскохозяйственные науки
Технические науки
Филологические науки
Философские науки
Химические науки
Экономические науки
Юридические науки
Материалы конференций
Исторические науки
Культурология и искусствоведение
Медицинские науки
Науки о Земле
Педагогические науки
Политические науки
Психологические науки
Сельскохозяйственные науки
Технические науки
Филологические науки
Философские науки
Химические науки
Экономические науки
Юридические науки
Правила оформления статей
Условия оплаты
Мероприятия наших друзей
В отечественной научной литературе на сегодняшний день недостаточно разработаны региональные аспекты развития страхового рынка и участия государства в этом процессе. Не разработан механизм государственного регулирования регионального страхового рынка, не налажена система взаимодействия региональных органов управления и участников регионального страхового рынка. Это в первую очередь, связано с особенностями становления отечественного рынка страховых услуг, так как в начале 90-х годов страховые компании создавались преимущественно в крупных городах промышленно-развитых регионов, и потребности в регулировании региональных страховых рынков не возникало.
Отсутствие концептуальной основы развития регионального страхового рынка приводит к тому, что в большинстве регионов страховой рынок развивается бессистемно, без активного контроля и эффективной поддержки со стороны государства и не обеспечивает надежной страховой защиты населения, а также не способствует экономическому развитию этих регионов.
В настоящее время страховой надзор в РФ осуществляется согласно п. 3 ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» органом страхового надзора и его территориальными органами, каждый из которых контролирует несколько регионов.
При такой системе надзора проблемы отдельных регионов остаются не решенными. На протяжении всего периода развития российского страхового рынка, как уже упоминалось, в региональном распределении страховой премии (одного из важнейших показателей страховой деятельности) лидирующую позицию занимает Москва. Филиалы и представительства при этом не имеют права самостоятельно решать вопросы о размещении страховых резервов. Большая часть от общей величины резервов, сформированных филиалами в регионе, передаётся в головную компанию. В подтверждение этого приведем следующий пример: на территории Чеченской республики действует около 40 филиалов иногородних страховых компаний (в основном московских), которые совершенно не подвластны местной Администрации. В связи, с чем происходит отток страхового капитала из региона (так как нет возможности обязать иногородних страховщиков инвестировать часть страховых резервов в экономику региона), и имеет место незащищенность местных граждан как потенциальных страхователей (так как на территории региона действует множество компаний, финансовое положение которых проверить просто невозможно).

"Организация продаж страховых продуктов", 2006, N 4. Перспективы продаж продуктов unit-linked: Зарубежный опыт и реалии российского рынка.

Решение данных проблем невозможно без совершенствования законодательной базы страхования.
Правовые основы регулирования страхования закладываются, как правило, в федеральных законах о страховании и/или об организации страхового надзора. Центральное место в системе регулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самых различных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений [1, с. 13–16].
Во многих странах Европы органы страхового надзора институционально обособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля), Германии (федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью) и Швеции (страховой инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховыми операциями. В. Великобритании эти функции возложены на департамент торговли, и промышленности, входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность. В Канаде, как и в России, регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственными министерству финансов [2, с. 43].
Похожая статья: Роль государственного страхового фонда в развитии системы образовательного кредитования
В результате обобщения опыта зарубежных стран нами разработан следующий комплекс мероприятий для совершенствования системы регулирования регионального страхового рынка, который направлен на пересмотр, уточнение, разделение функций, прав и ответственности по поводу регулирующей деятельности между федеральными и региональными органами власти.
1. Совершенствование системы российского страхового законодательства
Основной проблемой в сфере правового регулирования страхования является отсутствие единой системы страхового законодательства, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление эффективного страхового надзора. Обширную и наиболее изменчивую правовую базу страховых отношений составляют правила и условия страхования, предусматриваемые в страховых полисах различных страховых обществ.

rsue.ru›Res…M…Зарубежный опыт…страховых рынков.docПоказать ещё с сайтаПожаловаться

Для совершенствования сложившейся системы страхового законодательства РФ может быть полезен опыт Франции, где все правовое регулирование страхования сосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организации страхового рынка и его регулирования.
В России уже давно назрела необходимость создания комплексного пакета базовых страховых законодательных актов в форме Страхового Кодекса или иного сборника основных документов, регулирующих деятельность на страховом рынке.
Принятие Страхового Кодекса, составными частями которого могли бы являться расширенные разделы главы 48 Гражданского Кодекса РФ, на длительное время послужило бы отправной точкой для страховой деятельности на территории Российской Федерации.
2. Регламентирование деятельности страховых компаний нормативно-законодательными актами регионального характера.
Вусловиях недостаточности оперативного регулирования со стороны федерального органа страхового надзора иногородние страховые организации совместно с федеральными министерствами и ведомствами активизировали свою деятельность в регионах, направленную в основном на отток финансовых ресурсов из регионов в чисто ведомственных интересах. Так, большинство филиалов крупных столичных компаний, действующих в Чеченской республике, обеспечивают выборочное страхование отдельных наиболее выгодных в финансовом отношении рисков и практически не работают с населением, не оказывают заметного влияния на обслуживание страховых рисков в регионе. При этом действующая законодательная и нормативная база не позволяет на региональном уровне иметь достоверные сведения о текущей надежности вышеуказанных филиалов и их головных компаний, определять объемы собранных ими на территории региона финансовых ресурсов, полученных доходов и уплаченных налогов.
В сложившейся ситуации возникает вопрос об особом режиме обеспечения жизнедеятельности региональных страховых организаций и сохранении страховых взносов, собираемых федеральными страховщиками на местах для финансирования экономик регионов. При этом под особым режимом жизнедеятельности региональных страховщиков в первую очередь понимаются менее жесткие финансовые предпосылки их функционирования.
Похожая статья: Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления
В зарубежной практике имеются примеры двухуровневого построения системы нормативных актов в области страхования.
В развитых странах — США и Канаде — в разной степени ответственность за регулирование страхового рынка разделена между центральными и региональными (местными) органами власти. Так, в Канаде некоторые аспекты страхового рынка регулируются на федеральном уровне, тогда как основные нормоустанавливающие полномочия переданы властям канадских провинций.
Особенностью США является то, что в стране, по существу, отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне и сформировались независимые системы регулирования страхования в каждом штате. Данный опыт для России представляется интересным. Обусловлено это масштабностью территории страны, необходимостью формирования финансово-экономических предпосылок развития штатов. Являясь институциональным звеном экономики, страхование аккумулирует значительные финансовые ресурсы, сохранение которых в регионах обеспечивает их инвестиционный потенциал и соответствующее социально-экономическое развитие регионов.
Используя данный опыт, упорядочить региональный страховой рынок возможно при условии законодательного закрепления на федеральном уровне полномочий органов власти субъектов РФ по регламентированию деятельности страховых компаний нормативными актами регионального характера.
3. Совершенствование порядка налогообложения страховых организаций.
В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых организаций уплата налога осуществляется по месту нахождения головной организации, т. е. преимущественно в Москве. Сложившийся порядок обусловлен
механизмом определения прибыли с учётом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам), отсутствием у последних самостоятельного баланса. Необходимо устранить эту экономическую несправедливость. Для этого целесообразно воспользоваться зарубежным опытом налогообложения страховой деятельности, заменив налогообложение прибыли от страховой деятельности налогообложением страховой премии. Такой порядок налогообложения используется во многих штатах США, в Великобритании. В странах ближнего зарубежья, где введён налог на страховые взносы взамен налога на прибыль (например, в Латвии с 1994 года), он показал позитивные результаты [3, с. 65].
Введение налога на страховые взносы в России должно, по нашему мнению, базироваться на следующ

Лицензирование страховых посредников на рынке страхования жизни (зарубежный опыт и российские перспективы). (Муравьева И. П.) ("Финансы", N 12, 2001) Текст документа.

Новая. Россия. Страховой рынок в россии. Зарубежный опыт.  - 2001. - n 9. - с.62-69. Гребенщиков Э.С. Мировая индустрия страхования: рыночная самонастройка (Испытание на прочность террористическими актами и природными

1.5. Сущность и роль конкуренции на страховом рынке. II. Отрасли и формы страхования.  IV. Перспективы развития страхового дела. 4.1. Зарубежный опыт страхования.