Страховые организации как налогоплательщики

Налогоплательщик (страховая компания) обратился в суд с иском к  В статье 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (далее — Закон N 4015-1) перечислены виды страхования, в том числе страхование

Введение
Глава 1. Общая характеристика страховых организаций как субъектов налогового права
1.1 Социально-экономическая роль страховых организаций 13-36
1.2 Правосубъектность страховых организаций в налоговых отношениях 37-63
1.3 Правовые основы налогообложения страховых организаций 64-81
Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций
2.1 Общие положения о налоговых платежах страховых организаций 82-104
2.2 Особенности взимания налогов со страховых организаций 105-134
2.2.1 Налог на прибыль страховых организаций 105-126
2.2.2 Налог на добавленную стоимость 126-128
2.2.3 Иные особенности налогообложения страховых организаций
128-134
3. Налоговая ответственность и порядок защиты прав страховых организаций. 135-170
Заключение 171-174
Библиографический список используемой литературы
Социально-экономическая роль страховых организаций
Правосубъектность страховых организаций в налоговых отношениях
Общие положения о налоговых платежах страховых организаций
Особенности взимания налогов со страховых организаций
Введение к работе
В период становления рыночных отношений в РФ, когда стране приходится сталкиваться с многочисленными трудностями в области экономики, на пути к отечественному страховому рынку нет простых решений. Эти решения взаимосвязаны с социально-экономической ситуацией в стране, проблемами разгосударствления в народном хозяйстве, финансово-кредитной и структурной политикой, законодательным и организационным обеспечением экономической реформы.
Неизменно возрастает роль страхования в развитии экономики современной России как базового элемента функционирования инфраструктуры рыночных отношений. Речь идёт о двух параллельных процессах: внедрении страхового механизма в экономическую инфраструктуру и создание самой инфраструктуры страхового дела в России.
С позиций сегодняшнего дня необходимо подчеркнуть понимание страхования как самостоятельной экономической категории. Проявлением экономической категории страхования на практике выступают различные отрасли, виды и подвиды страхования.
Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и даёт возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики, которая пока пребывает в сложном положении.
Страхование своими корнями уходит вглубь веков. Предполагается, что первичные, самые примитивные формы страхования встречались за два тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д.

Налогоплательщики и объект обложения 3.2. Доходы организации 3.3.  Тема 6. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ 6.1. Плательщики взносов и объект налогообложения 6.2. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между купцами-корабелыциками на берегах Персидского залива, в Финикии и др.
Обычаями чумацкой торговли (XIII в., территория Украины) устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой
1.
Во всех этих случаях имеет место одна и та же цель — обеспечение возмещения убытков от стихийных и других опасностей каждого из участников торгового или путевого коллектива сообща, за счет всех его членов.
Характерной чертой древнейшего страхования является то, что на данном этапе еще нет регулярности вносимых в общую кассу страховых платежей. Более того, организация страхового фонда выражалась в обязательствах возмещать убытки в порядке последующей раскладки, т.е. деньги вносились в кассу после наступления страхового события.
Существующая система налогообложения страховых организаций показала свою неэффективность: она не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты, подрывает экономическую активность страховщиков. Местные, региональные и федеральные органы власти лишены надежных доходных источников: низкая собираемость налогов стала причиной острого бюджетного кризиса, заставила искать пути улучшения налогового управления, в том числе и в страховой деятельности. Это требует всестороннего исследования особенностей страховой деятельности в рыночных условиях, которое позволяло бы сочетать страховые и бюджетные интересы государства.
Страховой рынок России в настоящее время представляет собой сформировавшуюся, но не совсем развитую структуру. Доля поступлений по отраслям и видам страхования характеризует степень их распространения, привлекательности для клиентов и выгодности для страховщиков. Если рассмотреть динамику изменения структуры страхового рынка, начиная с 1992 г. до настоящего времени, то, следует согласиться с мнением М.В. Романовой, что можно условно выделить три этапа (периода)
2.
1 Рыбников С.Л. Очерки из истории страхования в России, с.112
Романова М.В. Налог на прибыль страховых организаций: горячая линия.// "Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2005 г. С. 66.
Первый этап: с 1992 г. до середины 1993 г. Здесь раздельно облагались прибыль от инвестиций и доходы от нестраховой деятельности (как у промышленных, так и других предприятий). Широко распространенными нестраховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг, от сдачи имущества в аренду. Практически существовало два параллельных налога- на доход и на прибыль. Характерно, что денежные средства размещались под высокие годовые проценты, которые подлежали льготному налогообложению (15% - у предприятий, в том числе и у страховых организаций, 18% - у банков). Это сыграло немалую роль в развитии некоторых видов страхования.

Согласно п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации-налогоплательщики в случаях  "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.

Второй этап в развитии страхового рынка (с конца 1993 г. до конца 1994 г.) характеризуется уменылением изменения долей, приходящихся на различные отрасли страхования, и выявлением устойчивых тенденций в их развитии.
В целях приближения налогообложения страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Однако при этом ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был уточнен. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями. Выли решены проблемы налогообложения обязательного страхования: определена база для исчисления налога на прибыль страховщиков, осуществляющих страхование пассажиров междугородних перевозок, определен порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий.
Для третьего этапа развития страхового рынка (с начала 1995 г.) характерным является увеличение поступлений по добровольному страхованию при незначительном уменьшении в нем доли личного страхования. Ряд операций по страхованию стал облагаться налогом на добавленную стоимость, например, агентские услуги по страхованию, расширена налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог, доходы по государственным ценным бумагам стали облагаться налогом на операции с ценными бумагами (ставка 15%), а доходы по векселям - по общеустановленным ставкам налога на прибыль.
В 2000 г. изменен порядок уплаты налогов, взимаемых с выручки, и налога на прибыль. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог по месту нахождения филиала пропорционально численности работающих (фонда оплаты труда) и стоимости основных средств, находящихся на территории филиала. Это решение позволило в определенной мере сочетать интересы разных звеньев бюджетной системы (федерального и региональных), хотя оно нуждается в корректировке.
Налоговые поступления от страховых организаций ежегодно возрастают. Однако их доля в общей сумме налогов и сборов, аккумулируемых в бюджетной системе, невелика и составляла 0,2 % по итогам 1996-2000 гг.
Анализ результатов перехода от налогообложения дохода к налогообложению прибыли показал, что изменение суммы налоговых платежей произошло в различной степени в зависимости от масштабов и специализации страховой организации. Облагаемая база снизилась за счет отнесения на себестоимость затрат на оплату труда штатных работников. Ставка налога для страховых организаций повысилась с 1 января 1994 г. с 25 до 32%, а с марта 1994 г. - до 43%, для всех остальных предприятий ставка налога на прибыль составляла 38%, с 2002 г. - страховые организации облагаются налогом на прибыль в размере 24%.
Значение данного исследования обусловлено перспективами развития страхования в РФ. В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования.
Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.
Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов, как в первом, так и во втором направле-
ний нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличилась, а в отдельные годы даже снижалась.
Переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего имели противоречивый характер. Отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности особенно наглядно проявлялось во множественных изменениях, вносимых в НК РФ. Даже принятые решения не исчерпывают все проблемы развития страхования.
Исходя из этих соображений, выбранная проблематика представляется актуальной, имеющей практическое и теоретическое значение, определяет интерес диссертанта к указанной теме.
Основной целью настоящей работы является комплексное изучение правового статуса российских страховых организаций в налоговых отношениях, анализ всех сторон их правосубъектности в этой области, разработка рекоменда

Бухгалтерский учет расчетов по страховым взносам осуществляется в следующем порядке. Начисление: Д20 (23,25,26,44)  3) налоговые льготы; 4) форму отчетности по налогу. Налогоплательщиками налога признаются: · российские организации

Налогоплательщики. В ст. 246 НК РФ выделены две категории плательщиков налога: - российские организации  В НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы для страховых организаций, негосударственных пенсионных

Глава 1. Общая характеристика страховых организаций как субъектов налогового права. 1.1 Социально-экономическая роль страховых организаций 13.  82. Юстус О.И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков-организаций