Страховые продукты компаний по страхованию жизни и аннуитетов рк

22.05 Страховать жизнь стали чаще. За прошедший период 2015 года сборы по страхованию жизни выросли на 6,9%, по сравнению с прошлым годом….  26.03 Новый страховой продукт от Allianz Жизнь.

Лельчук Александр Львович, к. т. н., независимый актуарный консультант, руководитель комитета Гильдии aктуариев по страхованию жизни
Стратья посвящена анализу прибыльности долгосрочного страхования жизни. Рассмотрены источники прибылей и убытков, методология анализа прибыльности, инструментарий, используемый для анализа прибыльности
1. Введение
Первым шагом обеспечения прибыльности страховой компании является разработка прибыльных страховых продуктов. Однако страховые продукты нужно не только разработать, но и продать. Продукт должен быть не только прибыльным, но и привлекательным для клиентов. Чем дешевле страховой продукт, тем он привлекательнее для клиентов; при разработке страховых продуктов необходимо найти оптимальное соотношение цены и качества.
Важнейшим этапом разработки страхового продукта является анализ прибыльности, в ходе которого проверяется выполнение страховым продуктом принятых в компании критериев прибыльности. Один и тот же уровень прибыльности страхового продукта можно обеспечить при разных параметрах страхового продукта; целью разработчиков страхового продукта является повышение привлекательности страхового продукта для существующих и потенциальных клиентов в рамках, ограниченных установленными критериями прибыльности. Компания может выплачивать щедрые выкупные суммы, а может, вместо этого, начислять страхователю более высокую долю дополнительного инвестиционного дохода. По итогам анализа прибыльности в продукт вносятся необходимые коррективы: повышаются или понижаются страховые тарифы, изменяются размеры выкупных сумм, формула начисления дополнительного инвестиционного дохода и т. д.
Данная статья посвящена анализу прибыльности долгосрочного страхования жизни. Рассматриваются источники прибылей и убытков, методология анализа прибыльности, а также инструментарий, используемый для анализа прибыльности. Статья предназначена для сторон, участвующих в разработке страховых продуктов: руководства, маркетологов, актуариев, финансистов, андеррайтеров и т. д.
2. Источники прибыли и убытков
За счет чего страховая компания получает прибыль? В соответствии со структурой тарифной ставки, брутто-ставка формально делится на нетто-ставку и нагрузку. Нетто-ставка предназначена для оплаты страховых выплат, тогда как нагрузка (разница между брутто- и нетто-ставкой) предназначена для покрытия издержек страховой компании и получения прибыли. А что происходит на самом деле?
2. 1. Упрощенный пример
Рассмотрим 20-летний полис смешанного страхования жизни, оплачиваемый ежегодными взносами в течение всего срока страхования. Годовая премия равна 25000 руб., из которых 20000 рублей составляют нетто-премию, а 5000 руб. - нагрузку.

МБРР оформляет страховые продукты ООО «Альянс РОСНО Жизнь» в офисах  для данного направления работы мы предлагаем универсальные коробочные «Express» продукты (страхование жизни на срок), «Азбука Защиты», «Риск контроль».

Для начала рассмотрим упрощенную ситуацию: нетто-премия в точности покрывает страховые выплаты; ежегодные издержки страховой компании (комиссионное вознаграждение, накладные расходы) составляют 4000 руб. Означает ли это, что ежегодная прибыль компании по конкретному полису будет равна 1000 руб. в год в течение всего срока страхования? Очевидно, нет. Застрахованное лицо может умереть уже в первый год действия договора страхования; в этом случае компания понесет существенные убытки. Поэтому данная картина имеет смысл только в среднем, при рассмотрении большой группы одинаковых полисов.
Смерть застрахованного лица - не единственная причина прекращения действия договора страхования; страхователь имеет право на досрочное расторжение договора страхования. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" гласит, что "при расторжении договора страхования жизни, предусматривающего дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события, страхователю возвращается сумма в пределах сформированного в установленном порядке страхового резерва на день прекращения договора страхования (выкупная сумма)". Для простоты предположим, что страховая компания выплачивает страховую сумму в размере резерва. Это означает, что по полису, расторгнутому в течение первого года страхования, компания получит 1000 руб. прибыли за первый год страхования, после чего действие договора страхования прекратится.
Если бы описанная ситуация соответствовала реальности, оценка прибыльности страховых продуктов была бы очень простой задачей. Однако, на самом деле, данный пример скорее затемняет, чем проясняет суть вопроса, поскольку нереалистичны оба принципиальных предположения:
постоянство издержек страховой компании в течение всего срока страхования;
точное соответствие между нетто-премией и страховыми выплатами.
2. 2. Издержки страховой компании
В упрощенном примере предполагалось постоянство издержек страховой компании в течение всего срока страхования. В реальной жизни это условие, разумеется, не выполняется. Особенно сильно отличаются издержки первого года страхования от издержек последующих лет вследствие:
высокого комиссионного вознаграждения, выплачиваемого в течение первого года страхования. В мировой практике комиссия первого года страхования может превышать размер годовой премии. В России столь высокие ставки комиссионного вознаграждения автору не встречались, однако 70-80%-ные ставки комиссии имеют место;

Все страховые продукты компании по страхованию жизни National Western Life содержат в себе накопление наличного капитала в рамках действующего полиса.

начальные издержки компании на рекламу, содержание агентства, андеррайтинг, ввод полиса в систему и т. д. Мировой опыт показывает, что начальные (не связанные с выплатой комиссионного вознаграждения) издержки превышают регулярные ежегодные издержки в несколько раз.
Рассмотрим пример неравномерных издержек компании в течение срока страхования. Предположим, что:
расходы первого года равны 27. 5 тыс. руб., из которых 17. 5 тыс. руб. (70% годовой премии) составляет комиссионное вознаграждение, а 10 тыс. руб. - прочие издержки;
расходы последующих лет равны двум тыс. руб., из которых 0. 5 тыс. руб. (2% годовой премии) составляет комиссионное вознаграждение, а 1. 5 тыс. руб. - прочие издержки.
Таким образом, по итогам первого года компания понесет убыток в размере 2. 5 тыс. руб. (1); прибыль будет получена в последующие годы страхования. Данный пример вполне реалистичен; первый год долгосрочного накопительного страхования жизни, как правило, убыточен.
Вернемся к вопросу о размере выкупной суммы, выплачиваемой в случае досрочного прекращения действия договора страхования на первом году страхования. Компания понесла убытки. Если договор страхования будет расторгнут, она уже не сможет их компенсировать, даже если выкупная сумма равна нулю. Отметим, что острота проблемы убытков при досрочном расторжении договора страхования растет с ростом частоты уплаты взносов. При ежемесячной уплате взносов расторжение договора страхования после уплаты первого месячного взноса приведет к тому, что компания получит только 1/12 годового взноса, но, за исключением комиссионного вознаграждения, понесет начальные издержки в полном объеме.
Если страховая компания рассчитывает страховые премии на основании страховых тарифов(2), то нагрузка является фиксированной долей премии. За исключением комиссионного вознаграждения, основные издержки страховой компании не пропорциональны страховой премии, поэтому прибыльность конкретного полиса зависит от ее размера. При ежегодном взносе в размере 25 тыс. руб. начальные издержки в размере 10 тыс. руб. составляют 40% годового взноса. Для полиса с пятидесятитысячным ежегодным взносом начальные издержки составят только 20%. Поэтому, при прочих равных условиях, по итогам первого года по более крупному полису компания получит прибыль в размере пяти тыс. руб. (3) Комиссионное вознаграждение вырастет в два раза и составит 35 тыс. руб., издержки первого года останутся равными 10 тыс. руб., следовательно, прибыль равна 50-35-10 = 5 тыс. руб.
Из вышесказанного видно, что страховая компания может добиться прибыльности, как за счет снижения не связанных с выплатой комиссионного вознаграждения издержек, так и за счет повышения среднего размера взноса. Размер комиссионного вознаграждения в значительной мере диктуется страховым рынком, поэтому снизить его можно, как правило, только за счет изменения канала сбыта.
2. 3. Нетто-ставка.
Смертность и доходность инвестиций
Расчет страховой нетто-премии основан на так называемом актуарном базисе, включающем в себя ожидаемые показатели смертности и доходности инвестиций. Поскольку будущее неизвестно, нетто-ставка по долгосрочному страхованию жизни рассчитывается при консервативных предположениях об указанных факторах тарификации, в результате чего размер нетто-ставки превышает необходимую для покрытия страховых выплат величину, т. е. содержит неявную нагрузку. Таким образом, возникают еще два потенциальных источника прибыли:
разница между фактическими и тарифными показателями смертности;
превышение фактической доходности инвестиций над использованной для расчета страховых тарифов гарантированной ставкой доходности.
Влияние указанных факторов на размер годовой прибыли зависит от года действия договора.
Риск, связанный со смертью застрахованного лица, определяется так называемой суммой под риском, т. е. разницей между страховой суммой и страховыми резервами (накоплениями) по полису на дату страхового случая. На первом году действия договора смешанного страхования жизни влияние смертности на прибыль очень велико, в случае смерти застрахованного в течение первого года страхования убытки страховой компании близки к размеру страховой суммы. В процессе действия договора страхования страховые резервы (накопления по договору) растут, в результате сумма под риском падает. На последнем году действия договора страхования влияние смертности на годовую прибыль по полису очень мало, поскольку резервы близки к страховой сумме.
Влияние доходности инвестиций на годовую прибыль зависит от размера резервов (накоплений) по полису; чем выше резервы, тем выше инвестиционный доход. В первые годы действия полиса резервы невелики, соответственно невелико и влияние доходности. В дальнейшем, по мере роста резервов, растет и значимость инвестиционного дохода.
Проведенный выше анализ влияния смертности и доходности инвестиции на прибыльность относится к смешан

2 Страховые продукты. 3 Продолжительность жизни непредсказуема МЫ МОЖЕМ: Умереть слишком рано Жить долго Идею  «НСГ Страхование жизни» предлагает различные программы по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев.

Банковский продукт Что касается банковских продаж, то до "настоящего времени сотрудничество компаний по страхованию жизни с  "КапиталЪ Страхование Жизни" собирается продавать "страховые услуги корпоративным и индивидуальным

В случае с договорами «Unit linked», инвестиционный риск, который в традиционных продуктах по страхованию жизни несет страховщик, переносится на страхователя (хотя могут быть какие-то гарантии в отношении страховой суммы). 7 сентября 2009