Взаимосвязь авиакомпании со страховщиками

Страховщики. На рынке обязательного страхования перевозчиков, в том числе авиакомпаний, работают около 60 страховых компаний. Среди них "СОГАЗ", "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", СК "ВТБ Страхование", СК "АЛРОСА", СО "Регион

Главная - Статьи Страхование гражданской ответственности воздушного перевозчика перед пассажирами
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". Его действие распространяется на все виды пассажирских перевозок, в том числе воздушных. Каким образом будут складываться отношения страховщиков и авиакомпаний в новом правовом поле?
Объемы страхового сегмента
Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2012 г. пассажирооборот воздушного транспорта более чем на 70% превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 г. уступал ему более чем в два раза. В 2012 г. объем пассажирских перевозок составил 195,8 млрд пкм. Это на 23% превышает итоги 1990 г. Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолетов более чем на 450 тыс. кресел. При инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется удвоение объемов авиаперевозок в ближайшие десять лет. При этом к 2031 г. пассажирооборот может вырасти в 3,4 - 4,5 раза по сравнению с 2011 г. Интенсивный рост пассажирских авиаперевозок ожидается в том числе за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных перевозок через территорию России.
Будет развиваться и рынок страхования ответственности воздушных перевозчиков. Сегодня среднегодовое количество застрахованных пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, - около 50 млн человек. Объем совокупной годовой страховой премии по рассматриваемому виду страхования оценивается в размере от 10 до 18 млрд руб. Так что целесообразность вхождения и работы в этом сегменте представляется очевидной.
Страховщики
На рынке обязательного страхования перевозчиков, в том числе авиакомпаний, работают около 60 страховых компаний. Среди них "СОГАЗ", "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", СК "ВТБ Страхование", СК "АЛРОСА", СО "Регион Союз", "СО ЖАСО", САК "Энергогарант", СК "Транснефть", ОАО "Капитал Страхование", ЗАО "Страховое акционерное общество "Гефест", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования", ЗАО "Объединенная страховая компания", СОАО "Национальная страховая группа", ЗАО "Страховая компания "Чулпан", ОАО "Русская страховая транспортная компания", ООО "Страховое общество "Сургутнефтегаз", ООО "СК "Метротон" и др.

Ингосстрах продолжает выплачивать страховое возмещение в связи с гибелью самолёта Airbus A321-200 авиакомпании "Когалымавиа".  СПАО "Ингосстрах" имеет право осуществлять все виды страхования (с учётом специализации страховщиков)13 января 2016

Авиакомпании-страхователи
Страхователями по договору страхования ответственности воздушных перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.
В настоящее время в пассажирском сегменте работают 120 авиакомпаний. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечивают четыре лидирующих авиакомпании ("Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Сибирь"), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота.
Согласно Воздушному кодексу авиакомпания обязана страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за свой счет в качестве страхователя путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам (далее - договор обязательного страхования).
Объектом обязательного страхования гражданской ответственности авиакомпании является имущественный интерес, связанный с обязанностью перевозчика возместить причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам.
Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно, страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков является наступление гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам, которое в соответствии с договором обязательного страхования влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:
телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта, в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта;

В течение 18 лет “АльфаСтрахование” и входящие в состав ее группы компании “АВИКОС” и “АФЕС” успешно работают с ведущими авиакомпаниями и агентствами.  Страховщик ОАО «АльфаСтрахование» в соответствии со ст. 435 Гражданского

утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством;
просрочка в прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность согласно законодательству;
смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны содержаться следующие сведения:
а) наименование, адрес страхователя, его банковские реквизиты;
б) данные о заявляемых на страхование средствах транспорта (их число, виды, типы, марки, возраст, пассажироемкость, техническое состояние и т.п.);
в) данные о квалификации экипажа;
г) район, характер и интенсивность эксплуатации;
д) перечень заявляемых на страхование страховых рисков;
е) срок страхования и лимиты страховой ответственности.
Срок договора обязательного страхования не может быть менее чем один год.
Согласно Воздушному кодексу при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве РФ минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем в два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
При выполнении внутренних воздушных перевозок устанавливается размер страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить пассажиру воздушного судна причиненный вред, в отношении:
ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, - не менее чем 2 млн 25 тыс. руб. на каждого пассажира воздушного судна;
ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира воздушного судна, - не менее чем 2 млн руб. на каждого пассажира воздушного судна;
ответственности за вред, причиненный багажу пассажира воздушного судна, - не менее чем 600 руб. за каждый килограмм веса багажа;
ответственности за вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, - не менее чем 11000 руб. на каждого пассажира воздушного судна;
ответственности за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения - штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.
По Закону об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 млн руб., здоровью пассажира - 2 млн руб., имуществу пассажира - 23 тыс. руб. Если перевозчик застрахован в рамках международных соглашений и лимиты по договору превышают обязательную страховку, он может не заключать договор обязательного страхования.
Сумма страховых выплат в 2 млн руб. установлена из расчета сложившейся российской практики. Примерно столько сегодня государство выплачивает пострадавшим в результате стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Сумма вполне адекватна и по европейским меркам - семьям погибших членов экипажа Costa Concordia выплачивали по 50 тыс. евро - примерно 2 млн руб.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна устанавливаются страховщиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1344 "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров".
Страховые тарифы определены по каждому риску в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, перевозок и различных факторов риска на основании заключений страховых компаний. Для оценки количества застрахованных пассажиров приняты среднегодовые показатели количества перевезенных воздушными перевозчиками пассажиров за 2005 - 2011 гг. На основе этих данных разработаны два уровня тарифов - без учета возможного изменения объема ответственности страховщика (то есть на стандартных определенных законом условиях) и с учетом (при наличии в договоре оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и франшизы). Для воздушного транспорта тариф (процент от страховой суммы за причинение вреда жизни) установлен в размере 0,0008.
Фактическая страховая премия по договору обязательного страхования рассчитывается как произведение страховой суммы по каждому риску, установленных страховых тарифов и количества пассажиров транспортного средства.
К сведению. С 19 января 2013

В АК «Татарстан» это сочли за страховой случай и обратились за возмещением к страховщику - СК «Итиль».  Ремонт стоил более 60 миллионов рублей, а со страховой взыскали около 11 млн рублей.16 января 2016

Регулирование, Материалы АЭВТ, Мнения авиакомпаний и экспертов, Авиакомпания Россия, Авиакомпании, Аэропорты.  Ст. 17 п.1, п.п.17 предполагает злоупотребление со стороны Главного оператора.

Взаимодействие со страхователями. 1 июня 2015. Лучшие страхователи всероссийского уровня. 28 мая в Управлении ПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)